Основные неисправности. Тормозная система должна обеспечивать безотказную остановку автомобиля, одновременность начала торможения всех колес и эффективность торможения в соответствии с установленными нормами.
К основным неисправностям тормозной системы относятся: неэффективное торможение (слабое действие тормозов); заедание тормозных колодок, не возвращающихся в исходное положение после окончания нажатия на тормозную педаль; неравномерное действие тормозов правого и левого колес одной оси, утечка тормозной жидкости и попадание воздуха в систему гидравлическою привода, негерметичность системы пневматического привода.
Работы по техническому обслуживанию тормозной системы.
При ежедневном техническом обслуживании проверяют действие ножного и ручного тормозов, герметичность соединений трубопроводов и деталей гидравлического и пневматического приводов тормозов и системы вакуумного усилителя.
Во время работы автомобиля периодически проверяют давление воздуха в системе пневматического привода тормозов по манометру, установленному на щитке приборов в кабине водителя.
Первое техническое обслуживание включает следующие дополнительные работы: проверку шплинтовки пальцев штоков тормозных камер пневматического привода тормозов и величину свободного хода педали тормоза и рукоятки ручного тормоза (при необходимости производится соответствующая регулировка); крепление и проверку состояния манометра, тормозного крана пневматического привода тормозов или главного тормозного цилиндра гидравлического привода, трубопроводов, тормозных камер пневматического привода; крепление и проверку диска и кронштейнов колодок трансмиссионного тормоза; проверку уровня жидкости в резервуаре главного тормозного цилиндра гидравлического привода; смазку подшипников валов разжимных кулаков, осей кулаков и других деталей привода ручного тормоза.
Во время ТО-2 дополнительно проводят проверку состояния тормозных накладок, стяжных пружин колесных тормозов, главного и колесных тормозных цилиндров гидравлического привода, компрессора пневматического привода, показания которого проверяют по контрольному манометру.
Проверка герметичности соединений гидравлического и пневматического привода тормозов. Эту работу выполняют, проводя внешний осмотр автомобиля. В гидравлическом приводе места нарушения герметичности выявляются по подтеканию тормозной жидкости, в пневматическом приводе на слух по характерному звуку, появляющемуся при утечке воздуха. Для более точного выявления места повреждения проверяемое соединение покрывают мыльной эмульсией и по появлению мыльных пузырей определяют место утечки воздуха.
Регулировка свободного хода педали тормоза. У автомобилей с гидравлическим приводом тормозов свободный ход педали регулируют путем изменения длины тяги, соединяющей тормозную педаль с толкателем поршня главного тормозного цилиндра. С этой целью у автомобиля ГАЗ-5ЗА устанавливают педаль в положение, при котором она упирается в резиновый буфер, отпускают контргайку и, вращая муфту в ту или другую сторону, устанавливают свободный ход педали, равный 8—14 мм. Зазор между поршнем и толкателем главного тормозного цилиндра должен находиться в пределах 1,5—2,5 мм.
При пневматическом приводе тормозов эта регулировка сводится к изменению длины тяги, которая связывает педаль тормоза с промежуточным рычагом привода тормозного крана. Длину тяги изменяют, вращая вилку, навернутую на резьбовой конец тяги.
Проверка работы тормозных камер. Тормозные камеры проверяют на герметичность при подаче в них сжатого воздуха. У камер выявляют места утечки воздуха, нанося мыльную эмульсию на кромки фланца корпуса возле стяжных болтов, отверстия выхода штока из корпуса камеры и штуцера крепления трубопровода к камере.
Заполнив камеру сжатым воздухом, следят за появлением мыльных пузырей, которые появляются в местах там, где имеются неплотности. Как правило, для устранения утечки воздуха достаточно подтянуть все болты крепления крышки к корпусу камеры. Если утечка воздуха все же продолжается, то заменяют диафрагму.
Давление в тормозных камерах проверяют по манометру, который подсоединяют к одной из камер. За счет работы компрессора на холостом ходу двигателя давление в системе пневматического привода повышают до 7,0— 7,3 кгс/см2 (по показанию манометра на щитке приборов).
При отпущенной педали тормоза стрелка манометра, присоединенного к камере, должна оставаться на нуле.
Регулировка колесных тормозов. Регулировку зазоров между колодками и тормозными барабанами у автомобилей с пневматическим приводом производят при помощи регулировочного червяка (рис. 40), расположенного на рычаге, соединяющем шток тормозной камеры с валом разжимного кулака. Колесо вывешивают пользуясь домкратом и повертывая регулировочный червяк, доводят колодки до соприкосновения с барабаном (колесо затормаживается). После этого, повертывая червяк в обратном направлении, отводят колодки от барабана до начала свободного вращения колеса и проверяют щупом зазор, который должен быть в пределах 0,2—1,2 мм.
После регулировки зазора проверяют величину хода штоков тормозных камер. Ход штока должен быть равен 20—40 мм и ни в коем случае не превышать 40 мм. Штоки тормозных камер должны перемещаться без заеданий.
Далее проверяют свободный ход педали тормоза, который должен быть равен 14— 22 мм. Величину свободного хода педали тормоза регулируют, укорачивая или удлиняя тягу, соединяющую педаль с тормозным краном, поворачиванием вилки, навернутой на резьбовой конец тяги.
Закончив регулировку тормозных механизмов всех колес, проверяют действие тормозов на ходу. Торможение колес одной оси должно начинаться одновременно и быть равномерным. Проведя несколько торможений, проверяют, не происходит ли нагрев тормозных барабанов.
Регулировка ручного тормоза. Ручной тормоз должен надежно удерживать груженый автомобиль при стоянке как на ровном участке дороги, так и на уклоне крутизной до 16%. Он должен быть отрегулирован таким образом, чтобы исключить всякое задевание колодок за барабан во время движения автомобиля, так как это может привести к быстрому нагреву тормоза, имеющему ухудшенные условия охлаждения (плохой обдув воздухом).
У автомобилей ЗИЛ-130 ход рычага ручного тормоза регулируют (рис. 41) изменением длины тяги 4, соединяющей рычаг 1 привода тормоза с регулировочным рычагом 2. Для этого подвертывают вилку 3, с помощью которой тяга соединяется с рычагом 1. При правильной регулировке рычаг привода ручного тормоза должен вытягиваться усилием одной руки не более чем на 4—5 зубцов рейки, фиксирующей его положение.