Основные неисправности и техническое обслуживание тормозной системы

 

Основные неисправности. Тор­мозная система должна обеспечивать безот­казную остановку автомобиля, одновремен­ность начала торможения всех колес и эффек­тивность торможения в соответствии с установ­ленными нормами.

К основным неисправностям тормозной сис­темы относятся: неэффективное торможение (слабое действие тормозов); заедание тормоз­ных колодок, не возвращающихся в исходное положение после окончания нажатия на тормозную педаль; неравномерное действие тор­мозов правого и левого колес одной оси, утечка тормозной жидкости и попадание воздуха в систему гидравлическою привода, негерметич­ность системы пневматического привода.

Работы по техническому обслу­живанию тормозной системы.

При ежедневном техническом обслуживании проверяют действие ножного и ручного тормозов, герметичность соединений трубопро­водов и деталей гидравлического и пневмати­ческого приводов тормозов и системы вакуум­ного усилителя.

Во время работы автомобиля периодически проверяют давление воздуха в системе пневма­тического привода тормозов по манометру, ус­тановленному на щитке приборов в кабине во­дителя.

Первое техническое обслуживание включа­ет следующие дополнительные работы: провер­ку шплинтовки пальцев штоков тормозных ка­мер пневматического привода тормозов и вели­чину свободного хода педали тормоза и руко­ятки ручного тормоза (при необходимости про­изводится соответствующая регулировка); крепление и проверку состояния манометра, тормозного крана пневматического привода тормозов или главного тормозного цилиндра гидравлического привода, трубопроводов, тор­мозных камер пневматического привода; креп­ление и проверку диска и кронштейнов коло­док трансмиссионного тормоза; проверку уров­ня жидкости в резервуаре главного тормозного цилиндра гидравлического привода; смазку подшипников валов разжимных кулаков, осей кулаков и других деталей привода ручного тормоза.

Во время ТО-2 дополнительно проводят проверку состояния тормозных накладок, стяжных пружин колесных тормозов, главного и колесных тормозных цилиндров гидравличе­ского привода, компрессора пневматического привода, показания которого проверяют по контрольному манометру.

Проверка герметичности соеди­нений гидравлического и пневма­тического привода тормозов. Эту работу выполняют, проводя внешний осмотр автомобиля. В гидравлическом приводе места нарушения герметичности выявляются по под­теканию тормозной жидкости, в пневматиче­ском приводе на слух по характерному звуку, появляющемуся при утечке воздуха. Для более точного выявления места повреждения прове­ряемое соединение покрывают мыльной эмуль­сией и по появлению мыльных пузырей опреде­ляют место утечки воздуха.

Регулировка свободного хода педали тормоза. У автомобилей с гидрав­лическим приводом тормозов свободный ход педали регулируют путем изменения длины тя­ги, соединяющей тормозную педаль с толкате­лем поршня главного тормозного цилиндра. С этой целью у автомобиля ГАЗ-5ЗА устанав­ливают педаль в положение, при котором она упирается в резиновый буфер, отпускают контр­гайку и, вращая муфту в ту или другую сторо­ну, устанавливают свободный ход педали, рав­ный 8—14 мм. Зазор между поршнем и толка­телем главного тормозного цилиндра должен находиться в пределах 1,5—2,5 мм.

При пневматическом приводе тормозов эта регулировка сводится к изменению длины тя­ги, которая связывает педаль тормоза с про­межуточным рычагом привода тормозного кра­на. Длину тяги изменяют, вращая вилку, на­вернутую на резьбовой конец тяги.

Проверка работы тормозных камер. Тормозные камеры проверяют на герметичность при подаче в них сжатого воз­духа. У камер выявляют места утечки воздуха, нанося мыльную эмульсию на кромки фланца корпуса возле стяжных болтов, отверстия вы­хода штока из корпуса камеры и штуцера крепления трубопровода к камере.

Заполнив камеру сжатым воздухом, следят за появлением мыльных пузырей, которые по­являются в местах там, где имеются неплотно­сти. Как правило, для устранения утечки воз­духа достаточно подтянуть все болты крепле­ния крышки к корпусу камеры. Если утечка воздуха все же продолжается, то заменяют ди­афрагму.

Давление в тормозных камерах проверяют по манометру, который подсоединяют к одной из камер. За счет работы компрессора на холостом ходу двигателя давление в системе пневматического привода повышают до 7,0— 7,3 кгс/см2 (по показанию манометра на щитке приборов).

При отпущенной педали тормоза стрелка манометра, присоединенного к камере, должна оставаться на нуле.

Регулировка колесных тормо­зов. Регулировку зазоров между колодками и тормозными барабанами у автомобилей с пневматическим приводом производят при по­мощи регулировочного червяка (рис. 40), рас­положенного на рычаге, соединяющем шток тормозной камеры с валом разжимного кула­ка. Колесо вывешивают пользуясь домкратом и повертывая регулировочный червяк, доводят колодки до соприкосновения с барабаном (ко­лесо затормаживается). После этого, поверты­вая червяк в обратном направлении, отводят колодки от барабана до начала свободного вращения колеса и проверяют щупом зазор, который должен быть в пределах 0,2—1,2 мм.

После регулировки зазора проверяют вели­чину хода штоков тормозных камер. Ход што­ка должен быть равен 20—40 мм и ни в коем случае не превышать 40 мм. Штоки тормозных камер должны перемещаться без заеданий.

Далее проверяют свободный ход педали тормоза, который должен быть равен 14— 22 мм. Величину свободного хода педали тор­моза регулируют, укорачивая или удлиняя тя­гу, соединяющую педаль с тормозным краном, поворачиванием вилки, навернутой на резьбо­вой конец тяги.

Закончив регулировку тормозных механиз­мов всех колес, проверяют действие тормозов на ходу. Торможение колес одной оси должно начинаться одновременно и быть равномер­ным. Проведя несколько торможений, проверя­ют, не происходит ли нагрев тормозных бара­банов.

Регулировка ручного тормоза. Ручной тормоз должен надежно удерживать груженый автомобиль при стоянке как на ров­ном участке дороги, так и на уклоне крутизной до 16%. Он должен быть отрегулирован таким образом, чтобы исключить всякое задевание колодок за барабан во время движения авто­мобиля, так как это может привести к быстро­му нагреву тормоза, имеющему ухудшенные условия охлаждения (плохой обдув воздухом).

У автомобилей ЗИЛ-130 ход рычага ручно­го тормоза регулируют (рис. 41) изменением длины тяги 4, соединяющей рычаг 1 привода тормоза с регулировочным рычагом 2. Для это­го подвертывают вилку 3, с помощью которой тяга соединяется с рычагом 1. При правиль­ной регулировке рычаг привода ручного тормо­за должен вытягиваться усилием одной руки не более чем на 4—5 зубцов рейки, фиксирую­щей его положение.