Очистка и обезжиривание деталей

 

Разобранные детали перед поступлением на контроль подвергаются очистке и обезжи­риванию для удаления различных видов отло­жений: промасленной грязи, жировой пленки, накипи и нагара. Существует большое количе­ство моющих растворов различных составов для обезжиривания металлических деталей. Наиболее распространенные моющие раство­ры приведены в табл. 13.

13. Моющие растворы для обезжиривания деталей

компоненты количество компонентов в растворе для мойки деталей, %
из чугуна и стали из сплавов алюминия
1 2 3 1 2
кальцинированная
сода
5,50 - 10,00 - 1,00
каустическая сода 0,75 2,00 - 0,10-0,20 -
тринатрийфосфат 1,00 5,00 - - -
нитрит натрия - - - 0,15-0,25 -
жидкое стекло - 3,00 - - -
хромпик - - 0,10 - 0,05
хозяйственное мыло 0,15 - - - -

 

 Главным условием высокого качества обез­жиривания деталей является обеспечение не­обходимой температуры моющего раствора. Для указанных в табл. 13 растворов она должна находиться в пределах 80—90°С. Хромпик или нитрит натрия добавляют в раствор с це­лью предохранения деталей от коррозии, а тринатрийфосфат способствует ускорению очи­стки. После обезжиривания растворами, содер­жащими каустическую соду, детали тщательно промывают горячей водой.

Промышленность выпускает также син­тетические моющие вещества сульфонол, ДС-РАС, ОП-7 и др. Они. применяются для обезжиривания деталей, изготовленных из различных металлов и сплавов. После обезжи­ривания детали не надо ополаскивать водой, так как указанные растворы не вызывают кор­розии черных и цветных металлов и не оказы­вают вредного действия на кожу и одежду ра­бочих. Обезжиривание сульфонолом осущест­вляют при температуре 20—40°С, раствором ДС-РАС — при температуре 80—90С°, а ра­створом ОП-7, ОП-10 — не выше 70—75°С.

Для обезжиривания некоторых точных де­талей (шариковые и роликовые подшипники, плунжерные пары и т. п.) применяют бензин с последующей промывкой веретенным маслом. После промывки бензином подшипники обез­жиривают специальными растворами.

При очистке деталей электрооборудования применяют керосин. Заменителем керосина и бензина может служить раствор, состоящий из 40% сульфонефтяных кислот, 8% — минераль­ных масел, 1%—серной кислоты и остальное воды. Он применяется только при механизиро­ванной мойке, его не подогревают, но добавляют в него до 1 % хромпика для предохранения деталей от коррозии.

14. Рекомендуемая концентрация каустической соды в моющих растворах

Моечно-очистительные операции

Рекомендуемое содержание каустической соды, %

Наружная мойка шасси авто­мобиля и удаление картерной смазки

1,0

Обезжиривание и очистка ра­мы:

 

основная ванна

4,0-5,0

промывочная ванна

Не более 1,0

Обезжиривание и очистка узлов:

 

основная ванна

3,0-5,0

промывочная ванна

Не более 1,2

Обезжиривание деталей:

 

основная ванна

3,0-4,0

промывочная ванна

Не более 1,0

Очистка и удаление старой краски:

 

основная ванна

5,0-8,0

промывочная ванна

Не более 0,6

 

Каустическая сода является основным ком­понентом многих моющих растворов, приме­няемых на авторемонтных предприятиях. В табл. 14 приведена рекомендуемая концен­трация каустической соды в моющих раство­рах, применяемых для различных моечно-очистительных работ.

Процесс обезжиривания и очистки деталей может осуществляться с применением ультра­звуковых колебаний. Сущность ультразвуко­вой очистки заключается в том, что загрязнен­ные детали помещают в ванну с моющим раствором, в которой различными вибраторами возбуждают ультразвуковые колебания. Под действием последних разрушаются жировые пленки, покрывающие поверхность деталей. Разрушению жировых пленок способствуют от­дельные мелкие кавитационные пузырьки, ко­торые проникают к поверхности детали через щели и разрывы пленки. Оторванные от по­верхности детали частицы жира или накипи удаляются непрерывным потоком жидкости, создаваемым ультразвуковыми колебаниями. Для повышения качества очистки ультразвук применяется в сочетании с действием моющего раствора. При очистке стальных деталей при­меняют раствор следующего состава: кальци­нированная сода (10 г/л), тринатрийфосфат (30 г/л), эмульгатор ОП-7 (3 г/л). В случае очистки деталей из цветных металлов в мою­щий раствор включают: тринатрийфосфат (3— 5 г/л), кальцинированную соду (3—5 г/л), эмульгатор ОП-7 (3 г/л). Мойка производится при температуре 50—60°С. Применяются ра­створы и другого состава.

У некоторых деталей приходится удалять нагар, который образуется при неполном сго­рании топлива и масла. Нагаром покрываются стенки камер сгорания в головке цилиндров двигателя, днища поршней, гнезда блока под впускные клапаны и др.

Нагар можно удалять механическим и хи­мическим способами. Для удаления нагара химическим способом применяют щелочные растворы, подогретые до 80—90°С.

Продолжительность мойки составляет 40— 60 мин, после чего детали промывают в ванне с раствором следующего состава: кальциниро­ванная сода (0,2%), жидкое стекло (0,2%) и хромпик (0,1%).

Более совершенным является пневматиче­ский способ удаления нагара с применением косточковой крошки. Крошка готовится из скорлупы фруктовых косточек. Применяется специальная установка, в которой мелкая кос­точковая крошка увлекается струей воздуха (давление 4—5 кгс/см2) и по шлангу направляется на обрабатываемую деталь. Ударяясь о поверхность детали, она разрушает слой на­гара. Вместо косточковой крошки может при­меняться металлический песок.

Значительную трудность представляет уда­ление накипи. Образовавшийся слой накипи в водяной рубашке блоков и головок цилиндров удаляют раствором тринатрийфосфата (3— 5 кг на 1 м3 воды) или 8—10%-ным раствором соляной кислоты. Для предохранения деталей от коррозии добавляют 3—4 г технического уротропина на 1 л раствора. Раствор подогре­вается до 50—60°С. Продолжительность мойки составляет 50—70 мин, после которой обяза­тельна промывка чистой водой с добавлением хромпика. Процесс осуществляется в специ­альных камерах, оборудованных центробеж­ным насосом и рольгангами для перемещения деталей.