Способы и технологический процесс сборки автомобиля

 

Автомобили собирают двумя способами: ту­пиковым и поточным.

Тупиковый способ сбор­ки обычно применяют на предприятиях с не­большой программой ремонтных работ, поточ­ный же способ — на специальных ремонтных предприятиях. Характеристика каждого спосо­ба рассматривалась ранее при разборке авто­мобиля. Применяют различные инструменты, позволяющие механизировать процесс сборки.

Технологический процесс сборки разных моделей автомобилей определяется их конст­рукцией, но общая последовательность сборки примерно одинакова.

Рассмотрим в укрупненном виде технологи­ческий процесс сборки грузового автомобиля ЗИЛ-130.

 Сборка заключается в установке на раму автомобиля в определенной последова­тельности собранных, испытанных и окрашен­ных узлов и агрегатов. Раму располагают так, чтобы горизонтальные нижние полки продоль­ных балок находились в верхнем положении. Устанавливают и закрепляют обоймы и допол­нительные буфера передних и задних рессор, тягу соединения двигателя с рамой в сборе с чашками и буферами.

Затем устанавливают передний - и задний мосты в сборе с рессорами так, чтобы совмес­тились отверстия передних ушек рессор и крон­штейнов, вставляют и закрепляют пальцы. Зад­ние концы рессор устанавливают накладками на сухари кронштейнов, вставляют втулки, со­вмещают отверстия вкладышей, втулок, уста­навливают стяжные болты, пружинные шайбы и закрепляют гайки.

Следующей операцией является установка и закрепление амортизаторов передней подвес­ки. В гнездо кронштейнов задней опоры двига­теля вставляют опорные подушки.

Устанавливают и закрепляют воздушные баллоны, тормозной кран, пневматические тру­бопроводы, соединяя их с тормозным краном, воздушными баллонами и тормозными камера­ми передних и задних колес.

Размещают и закрепляют карданную пере­дачу (основной и промежуточный карданные валы), закрепляют на раме брызговики двига­теля, глушитель, амортизатор глушителя и приемные трубы глушителя. Краном поднима­ют шасси и переворачивают, опуская на дере­вянные подкладки под передний и задний мос­ты. Устанавливают буксирный прибор в сборе, соединяют с трубопроводами гибкие шланги тормозных камер передних и задних колес. На поперечину рамы устанавливают и закрепляют разобщительный кран, соединив его с тормоз­ным краном.

На раме устанавливают и закрепляют крон­штейн вала педали сцепления, надевают рычаг и закрепляют его болтом, подложив под голов­ку болта пружинную шайбу. На вал педали на­девают рычаг управления тормозным краном и устанавливают его в отверстие кронштейна. На наружный конец вала надевают педаль привода сцепления, предварительно вставив шпонку, и закрепляют болтом.

Устанавливают и закрепляют рулевой меха­низм с гидроусилителем, соединяют передний мост с рулевым механизмом продольной руле­вой тягой, вставив в отверстие поворотного ры­чага и сошки вала рулевого механизма шаро­вые пальцы, и закрепляют их гайками. На передние концы продольных балок рамы уста­навливают и закрепляют передний буфер, уси­лители и буксирные крюки, брызговики .обли­цовки радиатора.

Затем прокладывают пучки проводов, за­крепляют их скобами, а соединительную трех- клеммную панель крепят к четвертой поперечи­не рамы. Аккумуляторную батарею устанавли­вают в гнездо, присоединяя соответствующие провода.

Устанавливают, закрепляют на раме двига­тель в сборе со сцеплением и коробкой пере­дач. К выпускному трубопроводу прикрепляют приемные трубы глушителя. Устанавливают и закрепляют первую трубку от крестовины тор­мозного крана к клапану регулятора давления и трубку от компрессора к первому воздушно­му баллону. Колено подводящего патрубка ра­диатора соединяют со шлангами и сливным краником, а затем устанавливают и соединяют хомутами с патрубком водяного насоса. Тягу от промежуточного рычага тормозного крана закрепляют с рычагом привода ручного тормо­за, отрегулировав длину тяги и обеспечив за­зор, равный 1,0 мм, между пальцем и скобой тяги. Рычаг педали сцепления соединяют с ры­чагом вилки включения сцепления, отрегулиро­вав свободный ход педали — 35—50 мм.

На переднем кронштейне топливного бака устанавливают и закрепляют фильтр-отстойник. Устанавливают в кронштейны и закреп­ляют топливный бак, фильтр-отстойник и топ­ливный насос.

Отвернув пробки наливных отверстий, за­ливают трансмиссионное автомобильное масло в картеры заднего моста и коробки передач. Через пресс-масленки смазывают узлы головой, рулевых тяг, подшипник вилки выключения сцепления, оси педали сцепления, стебля крю­ка буксирного прибора, шкворней поворотных цапф, пальцев передней и задней подвески, ва­лов разжимных кулаков.

Устанавливают и закрепляют на передней поперечине рамы радиатор в сборе с рамкой подвески, кожухом вентилятора, жалюзи, мас­ляным радиатором. При помощи хомутов со­единяют шланги патрубка водяной рубашки и колена подводящего патрубка с патрубками радиатора. Также шлангами с трубками соеди­няют патрубки масляного радиатора с масля­ным картером двигателя и нижней секцией масляного насоса. Шлангами низкого и высо­кого давления соединяют бачок и корпус насо­са с гидроусилителем рулевого механизма.

Затем устанавливают и закрепляют кабину в сборе с арматурой, электрооборудованием, отопителем, облицовкой радиатора, крыльями, подножками, капотом и колонкой рулевого уп­равления. На рычаг переключения передач на­вертывают рукоятку, соединяют верхнюю и нижнюю части педали сцепления. Соединяют трубки пневматической системы с регулятором давления и воздушным манометром.

Далее соединяют провода с соответствую­щими узлами и датчиками автомобиля.

К полу кабины закрепляют передний и зад­ний коврики. К ступицам крепят передние и задние колеса. Устанавливают подушки и спинки сидений пассажира и водителя.

Затем отсоединяют продольную рулевую тягу от рулевого механизма и заправляют мас­лом систему гидроусилителя, предварительно повернув рулевое колесо в крайнее левое по­ложение. Масло доливают до тех пор, пока при вращении рулевого колеса от одного крайнего положения до другого не будет залить не ме­нее 2,5 л. Затем включают двигатель и на ре­жиме холостого хода доливают масло до уров­ня метки, вращая рулевое колесо от одного крайнего положения до другого и удерживая его в этих положениях в течение 2—3 с с уси­лием 10 кгс. Заливку масла заканчивают при прекращении выхода пузырьков воздуха из си­стемы через масло в бачке насоса гидроусили­теля. После заправки маслом закрепляют крышку бачка насоса, устанавливают сошку на валу рулевого механизма, предварительно со­вместив их метки.

Далее готовят собранный автомобиль к ис­пытанию. Перед испытанием автомобиль под­вергается внешнему осмотру. При осмотре про­веряется комплектность, качество сборки, ис­правное действие и правильность регулировки отдельных механизмов и приборов, а также го­товность к испытательному пробегу.

Проверяют состояние дверей. Они должны легко открываться, плотно закрываться и не иметь перекосов. Стекла дверей должны плав­но опускаться и подниматься подъемными ме­ханизмами. Проверяют качество сборки капота двигателя. Он должен плотно закрываться, лег­ко подниматься, опускаться и удерживаться в поднятом положении.

Обращают внимание на монтаж передних колес, которые не должны иметь ощутимого люфта при боковом качании. Проверяют рабо­ту приборов освещения и сигнализации, а так­же надежность крепления всех резьбовых со­единений. Затем автомобиль полностью за­правляют (водой, топливом, маслом), проверя­ют правильность подсоединения проводов за­жигания и регулируют фары. Заправку осуще­ствляют в соответствии с заводской инструк­цией