Основные неисправности и техническое обслуживание аккумуляторной батареи

 

К числу неисправностей аккумуляторной батареи относятся повышенный саморазряд, короткое замыкание, коробление, разрушение и сульфатация пластин, трещины и истирание моноблока.

Повышенный саморазряд. При бездействии аккумуляторной батареи проис­ходит ее естественный саморазряд, который согласно ГОСТ 959.0—71 при температуре хра­нения батареи плюс 20±5°С за 14 суток не должен превышать 10% ее номинальной ём­кости.

Повышенный саморазряд аккумуляторной батареи может происходить по следующим причинам:

-наружная поверхность аккумулятора пок­рыта грязью, влагой и электролитом, что приводит к разряду батареи по поверхности кры­шек;

-в электролит попали вредные примеси (осо­бенно железо и медь);

-замыкание пластин шламом, незначитель­ные разрушения сепараторов.

Короткое  замыкание пластин происходит вследствие непосредственного соп­рикосновения пластин при разрушении сепара­тора, а также образования игольчатых нарос­тов между кромками положительных и отрица­тельных пластин. Короткие замыкания могут также происходить при заполнении простран­ства между опорными ребрами шламом.

Коробление пластин, как правило, объясняется большой силой зарядного или разрядного тока.

Разрушение пластин происходит за счет оползания активной массы, ее выкраши­вания, а также коррозии решеток пластин (рис. 21, а, б). Разрушение активной массы пластины и ее решетки является естественным процессом, однако его ускоряет неправильный режим эксплуатации батарей — ее перезаряд, особенно при высоких температурах. Для пре­дохранения аккумуляторной батареи от пере заряда необходимо правильно выбирать пре­делы регулировки регулятора напряжения (см. ниже).

Сульфатацией пластин называется образование на их поверхности и в активной

массе крупных кристаллов сернокислого свин­ца (PbS04), которые не растворяются при за­ряде.

Применение синтетических сепараторов в аккумуляторах резко снизило возможность сульфатации пластин. Поэтому это явление теперь может наблюдаться только при небреж­ном обращении с аккумуляторной батареей.

Трещины и истирание моноблока могут произойти из-за небрежного обраще­ния или плохого крепления аккумуляторной батареи на автомобиле. При наличии трещин в перегородках моноблока электролит сосед­них ячеек сообщается между собой и эти эле­менты не развивают необходимого напряже­ния. Напряжение батареи при этом резко сни­зится (например, при замыкании двух элемен­тов напряжение уменьшается с 12 до 8 В).

Проверка состояния аккумуляторной бата­реи включает: проверку уровня и измерение плотности электролита и определение напря­жения аккумуляторной батареи нагрузочной вилкой.

Проверка уровня электролита производится стеклянной трубкой диаметром 5—6 мм. Чтобы измерить уровень электроли­та, надо опустить трубку в наливную горловину крышки до упора в предохранительную сетку, закрыть ее сверху большим пальцем, затем вынуть и определить высоту столбика электро­лита в трубке (рис. 22. а). Уровень электроли­та должен быть на 10—15 мм выше предохра­нительной сетки. Повышать уровень следует, только доливая дистиллированную воду. Зи­мой, чтобы избежать замерзания воды, реко­мендуется доливать ее непосредственно перед выездом или при работающем двигателе.

Измерение плотности электро­лита дает возможность определить степень заряженности аккумуляторной батареи. Плот­ность электролита измеряют специальным при­бором (рис. 22,6)—кислотомером. При изме­рении плотности электролита необходимо так­же определить температуру электролита бата­реи. Если температура электролита выше или ниже плюс 15°С, следует привести плотность электролита к 15°С. При изменении температу­ры на 15° плотность электролита изменяется приблизительно на 0,01 г/см3 (см. ниже).

При изменении плотности электролита после доливки в него воды или после пуска дви­гателя стартером батарею надо подвергнуть непродолжительному заряду небольшим током или дать ей постоять 1—2 ч для того, чтобы плотность электролита во всех аккумуляторах выровнялась.

Для определения степени разряженности аккумуляторной батареи по плотности элек­тролита можно пользоваться данными табл. 3.

Проверка нагрузочной вилкой дает возможность определить состояние акку­муляторной батареи в режиме ее разряда, со­ответствующего пуску горячего двигателя. Для этого нагрузочная вилка (рис. 23, а, б) снабже­на набором резисторов и вольтметром. В зави­симости от емкости батареи включается необ­ходимая величина нагрузочного резистора гай­ками 4 и 8.

При определении степени заряженности ак­кумуляторной батареи нагрузочной вилкой по­казания вольтметра под нагрузкой, соответст­вующей емкости проверяемой батареи, долж­ны соответствовать данным, приведенным ни­же:

Плотность электролита г/см3 1,7-1,8 1,6-1,7 1,5-1,6 1,4-1,5 1,3-1,4
Степень заряженности  %    100
   75     50
    25      0


При проверке нагрузочной вилкой напря­жение исправного аккумулятора должно быть постоянным в течение не менее 5 с. Отверстия в крышках аккумуляторов при проверке нагру­зочной вилкой должны быть закрыты пробка­ми. Аккумуляторы, плотность электролита в которых ниже 1,200 г/см3, не рекомендуется проверять нагрузочной вилкой.

Уход за аккумуляторной бата­реей

Срок службы батареи в эксплуатации гарантируется при соблюдении правил ухода за ней и исправности электрооборудования ав­томобиля. Поэтому при обслуживании автомо­биля необходимо очищать батарею от пыли и грязи. Электролит, пролитый на поверхность батареи, вытирать чистой ветошью, смоченной в растворе нашатырного спирта или кальцини­рованной соды (10%-ным раствором). Окис­лившиеся выводные клеммы батареи и нако­нечники проводов очищать; проверять плот­ность крепления батарей в гнезде. На грузовых автомобилях, где возможно, под батарею уста­новить резиновые прокладки. Следует прове­рять крепления и плотность контакта наконеч­ников проводов с выводными клеммами и ба­тареи. Не допускать натяжения проводов для предупреждения порчи выводных клемм и об­разования трещин в мастике; проверять и при необходимости прочищать вентиляционные от­верстия в пробках аккумуляторов.

Не реже чем через 10—15 дней необходимо проверять степень разряженности батареи по плотности электролита или нагрузочной вил­кой. Батарею, разряженную более чем на 25% зимой и более чем на 50% летом, следует снять

с автомобиля и поставить на подзарядку. В эти же сроки проверяют целостность бака (отсут­ствие трещин) и просачивание электролита, а также уровень электролита в каждом аккуму­ляторе батареи.

Если на поверхности батареи появились трещины, их необходимо ликвидировать путем оплавления мастики слабым пламенем.