Основными неисправностями приборов освещения являются перегорание нитей и потемнение колбы ламп, загрязнение отражателя и рассеивателя, трещины рассеивателя, снижение светотехнических характеристик и разрегулировка световых пучков фар.
Отклонение в регулировке фар и недостаточная сила их света значительно снижают качество освещения дороги. Неправильная регулировка фар (пучок света направлен вверх и влево или слишком вниз) приводит к ослеплению водителей встречных автомобилей или к сокращению длины освещаемого участка дороги.
Одной из причин снижения светотехнических характеристик приборов освещения может быть заниженная регулировка регулятора напряжения или -повышенное сопротивление цепи питания фар и других приборов. Падение напряжения в цепи питания фар не должно превышать 0,5 В для 12-вольтовых систем электрооборудования. Повышенная регулировка регулятора напряжения вызывает сокращение срока службы ламп и увеличивает опасность ослепления водителей встречных автомобилей.
Техническое обслуживание. Оптический элемент является основным узлом фары, поэтому за ним требуется особенно тщательный уход. При попадании внутрь оптического элемента пыли и грязи сила света снижается. Если на зеркало отражателя осело значительное количество пыли, не следует удалять эту пыль, протирая зеркало тканью через горловину. В этом случае внутреннюю часть элемента нужно промыть водой и затем высушить на воздухе.
Если рассеиватель (стекло) треснул или разбился, его нужно немедленно сменить, так как иначе зеркало отражателя будет повреждено пылью и грязью, набившимися через трещины.
При разборке и сборке оптического элемента запрещается прикасаться рукой к зеркалу отражателя.
Если после снятия рассеивателя обнаружено, что отражатель сильно загрязнен, его следует перед завальцовкой промыть в чистой воде с помощью ваты и высушить в опрокинутом (зеркалом вниз) положении.
Для замены лампы, вставляемой с тыльной стороны отражателя, следует снять карболитовый патрон, предварительно нажав на него, и повернуть в левую сторону. После этого, не вынимая лампы, удаляют пыль с ее цоколя и фланца и затем заменяют лампу.
При смене лампы необходимо следить за тем, чтобы пыль не попала внутрь оптического элемента. Желательно смену лампы производить в помещении с минимальной запыленностью воздуха.
Для регулировки фар следует установить автомобиль (без нагрузки) на горизонтальной площадке, чтобы его продольная ось была перпендикулярна стене или специальному экрану, расположенному на расстоянии 10 м от фар автомобиля. После этого выполняют разметку экрана.
Для этого проводят на экране вертикальную линию, совпадающую с осью автомобиля (рис. 29).
По обе стороны от нее наносят две вертикальные линии на одинаковом расстоянии, равном половине расстояния между центрами фар.
Затем проводят горизонтальную линию на уровне высоты центров фар от земли. Ниже этой линии на 150 мм наносят горизонтальную линию А — А. Горизонтальная линия Б —Б, используемая для контроля ближнего света фар, проходит ниже линии А—А на 435 мм. Затем включают дальний свет фар и при закрытой правой фаре регулируют свет левой фары так, чтобы центр светового пятна лежал в точке пересечения нижней горизонтальной и левой вертикальной линии. Для регулировки можно поворачивать винты вертикальной и горизонтальной регулировки фар.
Аналогичным образом регулируют правую фару.
Убедившись, что верхние края световых пятен обеих фар находятся на экране на одном уровне, закрепляют фары. После закрепления фар снова проверяют правильность их регулировки.
Отрегулировав дальний свет фар, нужно включить ближний свет. Центры пятен ближнего света должны лежать на линии Б — Б.
Если при правильно отрегулированном дальнем свете центры пятен ближнего света смещены относительно линии Б-—Б, нужно проверить правильность посадки лампы в фарах или сменить лампы. Регулировка света фар с европейским асимметричным светом (автомобили ВАЗ, «Москвич» и др.) должна проводиться согласно заводским инструкциям.