Основные неисправности и техническое обслуживание приборов освещения

 

 

Основными неисправностями приборов освещения являются перего­рание нитей и потемнение колбы ламп, загряз­нение отражателя и рассеивателя, трещины рассеивателя, снижение светотехнических ха­рактеристик и разрегулировка световых пуч­ков фар.

Отклонение в регулировке фар и недоста­точная сила их света значительно снижают ка­чество освещения дороги. Неправильная регу­лировка фар (пучок света направлен вверх и влево или слишком вниз) приводит к ослеплению водителей встречных автомобилей или к сокращению длины освещаемого участка до­роги.

Одной из причин снижения светотехниче­ских характеристик приборов освещения мо­жет быть заниженная регулировка регулятора напряжения или -повышенное сопротивление цепи питания фар и других приборов. Падение напряжения в цепи питания фар не должно превышать 0,5 В для 12-вольтовых систем электрооборудования. Повышенная регулиров­ка регулятора напряжения вызывает сокраще­ние срока службы ламп и увеличивает опас­ность ослепления водителей встречных автомо­билей.

Техническое обслуживание. Оп­тический элемент является основным узлом фары, поэтому за ним требуется особенно тща­тельный уход. При попадании внутрь оптиче­ского элемента пыли и грязи сила света сни­жается. Если на зеркало отражателя осело значительное количество пыли, не следует уда­лять эту пыль, протирая зеркало тканью через горловину. В этом случае внутреннюю часть элемента нужно промыть водой и затем высу­шить на воздухе.

Если рассеиватель (стекло) треснул или разбился, его нужно немедленно сменить, так как иначе зеркало отражателя будет повреждено пылью и грязью, набившимися через тре­щины.

При разборке и сборке оптического элемен­та запрещается прикасаться рукой к зеркалу отражателя.

Если после снятия рассеивателя обнаруже­но, что отражатель сильно загрязнен, его сле­дует перед завальцовкой промыть в чистой во­де с помощью ваты и высушить в опрокинутом (зеркалом вниз) положении.

Для замены лампы, вставляемой с тыльной стороны отражателя, следует снять карболитовый патрон, предварительно нажав на него, и повернуть в левую сторону. После этого, не вы­нимая лампы, удаляют пыль с ее цоколя и фланца и затем заменяют лампу.

При смене лампы необходимо следить за тем, чтобы пыль не попала внутрь оптического элемента. Желательно смену лампы произво­дить в помещении с минимальной запылен­ностью воздуха.

Для регулировки фар следует установить автомобиль (без нагрузки) на горизонтальной площадке, чтобы его продольная ось была пер­пендикулярна стене или специальному экрану, расположенному на расстоянии 10 м от фар автомобиля. После этого выполняют разметку экрана.

Для этого проводят на экране вертикаль­ную линию, совпадающую с осью автомобиля (рис. 29).

По обе стороны от нее наносят две верти­кальные линии на одинаковом расстоянии, рав­ном половине расстояния между центрами фар.

Затем проводят горизонтальную линию на уровне высоты центров фар от земли. Ниже этой линии на 150 мм наносят горизонтальную линию А А. Горизонтальная линия Б —Б, используемая для контроля ближнего света фар, проходит ниже линии А—А на 435 мм. Затем включают дальний свет фар и при за­крытой правой фаре регулируют свет левой фары так, чтобы центр светового пятна лежал в точке пересечения нижней горизонтальной и левой вертикальной линии. Для регулировки можно поворачивать винты вертикальной и го­ризонтальной регулировки фар.

Аналогичным образом регулируют правую фару.

Убедившись, что верхние края световых пя­тен обеих фар находятся на экране на одном уровне, закрепляют фары. После закрепления фар снова проверяют правильность их регу­лировки.

Отрегулировав дальний свет фар, нужно включить ближний свет. Центры пятен ближ­него света должны лежать на линии Б — Б.

Если при правильно отрегулированном дальнем свете центры пятен ближнего света смещены относительно линии Б-Б, нужно проверить правильность посадки лампы в фа­рах или сменить лампы. Регулировка света фар с европейским асимметричным светом (ав­томобили ВАЗ, «Москвич» и др.) должна про­водиться согласно заводским инструкциям.