Во время проведения ТО-1 проверяют крепление: оборудования на двигателе, трубопроводов и приемных труб глушителя, двигателя на раме.
При ТО-2 проверяют и при необходимости закрепляют головки цилиндров двигателя; регулируют зазоры между стержнями клапанов и носками коромысел. Два раза в год
(сезонное обслуживание) контролируется состояние цилиндропоршневой группы.
Диагностироваие технического состояния двигателя выполняют на посту, оборудованном стендом с беговыми барабанами 1 (рис. 1), который смонтирован на осмотровой канаве 2. Этот пост позволяет определить мощность двигателя и расход топлива, проверить давление в конце такта сжатия (компрессию) компрессометром; техническое состояние цилиндропоршневой группы специальным прибором; количество газов, прорывающихся в картер, газовым счетчиком; изменение химического состава и цвета отработавших газов газоанализатором; давление масла в системе смазки манометром; разрежение во впускном трубопроводе двигателя вакуумметром. Кроме того, при этом прослушивают двигатель на стуки стетоскопом.
Стетоскопы, используемые для прослушивания стуков двигателей, могут быть механические и электронные. Первые имеют слуховые наконечники 4 (рис. 2,а), вставляемые в уши, и стержень 1, прижимаемый к различным точкам проверяемого механизма. Электронный стетоскоп состоит из кристаллического датчика, транзисторного усилителя, стержня 1 (рис. 2,6), телефона в и батарейного питания.
Зоны прослушивания стуков двигателя указаны на рис. 2, е. Следует, однако, иметь в виду, что прослушивание двигателя и распознавание по характеру стуков его неисправностей требует большого навыка.
Определение величины компрессии двигателя.
Для проверки давления в цилиндрах в конце такта сжатия компрессометром (рис. 3, а) необходимо: прогреть двигатель до температуры охлаждающей жидкости 80—90°С, остановить двигатель, полностью открыть воздушную и дроссельную заслонки карбюратора, отъединить провода от
свечей зажигания. Затем очистить и продуть сжатым воздухом углубления около свечей, вывернуть свечи и, вставив резиновый конусный наконечник компрессометра в отверстие для свечи зажигания одного из цилиндров, повернуть коленчатый вал двигателя стартером на 10—12 оборотов.
Давление в цилиндре отсчитывают по шкале манометра. Далее, нажав пальцем на стержень золотника компрессометра, устанавливают стрелку манометра в нулевое положение и проверяют давление в следующем цилиндре.
Давление в конце такта сжатия должно быть не ниже 8 кгс/см2 (ЗМЗ-24), 7,6 кгс/см2 (3M3-53) и 6,7—7,0 кгс/см2 (ЗИЛ-130).
Компрессометр для дизелей (рис. 3,6) имеет шкалу манометра 2 до 60 кгс/см2. Для установки стрелки манометра в нулевое положение после замера компрессометр имеет игольчатый вентиль 1. Для дизелей ЯМЗ при минимальной частоте вращения коленчатого вала 500— 600 об/мин давление в конце сжатия должно быть не ниже 30 кгс/см2.
Разность показаний манометра в отдельных цилиндрах не должна превышать 1 кгс/см2 для карбюраторных двигателей и 2 кгс/см2 — для дизелей.
Прибор для определения технического состояния цилиндро-поршневой группы, клапанов и прокладки головки цилиндров показан на рис. 4.
При открытом вентиле 3 (вентиль 5 закрыт) сжатый воздух поступает в редуктор 1 и через калиброванное отверстие 9 к манометру 8, в наконечник 6 и через резиновый конус 7 в цилиндр двигателя.
Неплотности цилиндра вызывают утечку воздуха, указываемую манометром 8. При полной герметичности цилиндра стрелка манометра устанавливается на нулевом делении шкалы, а при полной утечке воздуха из цилиндра— на делении 100%. Следовательно, отклонение стрелки манометра от нулевого деления указывает потерю воздуха через неплотности в процентах.
Утечку воздуха через клапаны двигателя определяют при открытом вентиле 5. Неисправность обнаруживают прослушиванием при помощи фонендоскопа или по колебаниям пушинок в индикаторе, устанавливаемом в отверстиях для свечей зажигания, в соседних с проверяемым цилиндром.
Утечки через прокладку головки цилиндров определяют по пузырькам воздуха, появляющимся в горловине радиатора или в стыке головки с блоком цилиндров.
К прибору прилагаются: приспособление для установки поршня в нужное положение, сигнализатор-свисток для определения конца такта сжатия, фонендоскоп для прослушивания двигателя и индикатор для наблюдения прорыва воздуха через неплотность в клапанах.
Регулировка зазоров в газораспределительном механизме.
Для регулировки зазора между стержнями клапанов и толкателями в двигателях с нижним расположением клапанов (ГАЗ-52) поворачивают коленчатый вал в положение, при котором полностью открыт выпускной клапан первого цилиндра. При этом проверяют и регулируют зазоры во впускных клапанах первого, третьего и пятого цилиндров и в выпускных клапанах второго, третьего и шестого цилиндров. Затем устанавливают коленчатый вал в положение, когда полностью открыт выпускной клапан шестого цилиндра. При этом проверяют и регулируют зазоры впускных клапанов второго, четвертого и шестого цилиндров и выпускных клапанов первого, четвертого и пятого цилиндров.
При регулировке зазора (рис. 5, а) удерживают толкатель 2 за лыски, отпускают контргайку 3 и повертывают регулировочный болт 4. Затем, удерживая регулировочный болт и толкатель, затягивают контргайку и снова проверяют зазор.
Для впускных клапанов зазор должен быть 0,20—0,23 мм, для выпускных клапанов — 0,25—0,28 мм.
В двигателях с верхним расположением клапанов зазор между стержнями клапанов и носками коромысел при холодном двигателе должен быть 0,25—0,3
Для установки поршня первого цилиндра в в.м.т. двигателя 3M3-53 поворачивают коленчатый вал до совмещения риски на шкиве вала с центральной риской на указателе, расположенном на крышке распределительных шестерен. В этом положении регулируют зазоры между стержнями клапанов и носками коромысел первого цилиндра. Зазоры у клапанов у остальных цилиндров регулируют в последовательности, соответствующей порядку работы цилиндров 1—5—4—2—6—3—7—8, поворачивая коленчатый вал при переходе от цилиндра к цилиндру на 1/2 оборота.
Перед регулировкой зазоров клапанов первого цилиндра двигателя ЗИЛ-130 нужно установить поршень в в.м.т. конца такта сжатия. Для этого отверстие в шкиве коленчатого вала совмещают с меткой «ВМТ» на указателе, расположенном на датчике ограничителя максимальной частоты вращения коленчатого вала.
В этом положении регулируют зазоры у обоих клапанов первого цилиндра, выпускных клапанов второго, четвертого и пятого цилиндров, впускных клапанов третьего, седьмого и восьмого цилиндров. Зазоры у остальных клапанов регулируют после поворота коленчатого вала на полный оборот.
В газораспределительном механизме дизеля
ЯМЗ-740 зазоры должны быть 0,15—0,20 мм для впускного и 0,20—0,25 мм для выпускного клапанов.
Для регулировки зазоров коленчатый вал устанавливают в положение, соответствующее началу подачи топлива в первом цилиндре, используя фиксатор, смонтированный на картере маховика. Маховик поворачивают ломиком через люк в картере сцепления. Затем поворачивают коленчатый вал еще на 60° и регулируют зазоры клапанов первого и пятого цилиндров. Далее поворачивают коленчатый вал на 180, 360 и 540°, регулируя соответственно зазоры в четвертом и втором, шестом и третьем, седьмом и восьмом цилиндрах.
Натяжение цепи привода распределительного вала двигателя автомобиля «Москвич-412» регулируют при помощи звездочки 8 (рис.6), рычага 7 и плунжера.
Для регулировки надо отвернуть стопорный болт 5 на 1/2—2/3 оборота. При этом плунжер 4 под действием пружины 2 переместится вниз и, нажимая на рычаг 7 со звездочкой 8, натянет ведомую ветвь цепи 9. Затем надо повернуть коленчатый вал на 3—4 оборота или пустить двигатель и дать ему поработать не более одной минуты при малой частоте вращения на режиме холостого хода и закрепить стопорный болт 5.
Затяжка гаек крепления головок цилиндров. Головку надевают на шпильки блока цилиндров свободно, без ударов. Гайки затягивают равномерно и последовательно от середины к краям в два приема. Окончательную затяжку производят динамометрическим ключом.
Момент затяжки гаек крепления головок цилиндров должен быть: 7,3—7,8 кгс-м (3M3-24.3M3-53), 7—9 кгс/cм2 (ЗИЛ-130), 19— 21 кгc/см2 (ЯМЗ-740) (рис. 7).
При слабой затяжке гаек нарушается герметичность цилиндров двигателя, возможно прогорание прокладки и попадание воды в цилиндры.