Разборка автомобиля на агрегаты и агрегатов на узлы и детали может производиться двумя способами — тупиковым и поточным.
Тупиковый способ применяется только при частичной разборке автомобиля или на предприятиях с небольшой программой ремонтных работ. При данном способе автомобиль разбирают на одном рабочем месте от начала до конца. Поточный способ разборки применяется на предприятиях с большой производственной программой ремонта автомобилей одной марки. Разборка автомобиля при поточном способе осуществляется постепенно на нескольких рабочих постах разборочной линии. Технологический процесс разборки оформляется в специальной карте и разбивается на ряд самостоятельных операций, что позволяет рационально организовать рабочие посты и применять специализированное оборудование, приспособления и инструменты. Это улучшает качество разборочных работ и повышает производительность труда. При разборочных работах используют пневматические и электрические гайковерты. На рис. 62 дается схема электрического подвесного ударно-импульсного гайковерта С-681.
Широко применяют подъемно-транспортные устройства (монорельс с электрической талью-тельфером, кран-балки, мостовые краны) при снятии агрегатов с рамы и подаче их к постам разборки. Снятые агрегаты шасси подаются в разборочное отделение для дальнейшей разборки, их на детали, а другие агрегаты и узлы — в соответствующие цехи для ремонта.
В зависимости от производственной программы разборка агрегатов может производиться поточным способом на тележках конвейера и механизированных эстакадах или тупиковым способом на различного типа стендах. На рис. 63 показаны эстакады для разборки и сборки двигателя ЗИЛ-130. Двигатель устанавливают картером сцепления на опорные лапы 1 (рис. 63, а) и крепят болтами 6. При установке буртик 3 должен войти в отверстие картера сцепления. Тележку с закрепленным двигателем можно перемещать по направляющей реборде 5 и поворачивать вокруг оси, фиксируя необходимое положение фиксатором 2. Для инструмента имеется подставка 4. При индивидуальной разборке (сборке) двигателя и небольшой производственной программе может быть использован стенд, представленный на рис. 63, б. У данного стенда имеется жесткое, массивное основание 10, при помощи которого он неподвижно устанавливается на рабочем месте. Двигатель крепится к поворотной тележке 7 и может занимать положение, удобное для работы. Для разборки (сборки) других агрегатов автомобиля также применяют различные стенды. Они облегчают и улучшают условия труда рабочего и повышают качество разборочных работ.
При разборке соединений с натягом используют различного рода съемники, гидравлические, рычажные и винтовые прессы. На рис. 64 показаны некоторые приспособления для разборки и сборки агрегатов и механизмов автомобиля ЗИЛ-130.
На предприятиях с большой производственной программой применяют съемники с приводом от гидравлической установки. На рис. 65
показаны два типа таких съемников. Первый съемник (рис. 65, а)
используют при снятии наружного кольца подшипника правой крышки картера редуктора, а второй (рис. 65,6) — при снятии шкива коленчатого вала.
Съемники работают совместно с силовой головкой 1 гидравлической установки, включив которую, осуществляют снятие детали. Применение съемников улучшает качество разборки и предупреждает повреждение многих деталей, особенно подшипников качения.
При разборке находят широкое применение различные ключи: торцовые, трещоточные, коловоротные, цанговые, эксцентриковые. Последние два ключа применяют для вывинчивания шпилек из блоков цилиндров и других деталей.