Отремонтированные участки кузовов и кабин покрывают лакокрасочным покрытием. При капитальном ремонте автомобилей лакокрасочное покрытие обновляют.
Старое лакокрасочное покрытие удаляют полностью или частично. Если лакокрасочная пленка хорошо сохранилась и нет следов подповерхностной коррозии, то краску не снимают.
Подготовка поверхности к окраске включает зачистку, грунтовку, шпаклевку и шлифование. Перед нанесением покрытия поверхность тщательно очищают от ржавчины, окалины, масляно-жировых и прочих загрязнений и влаги. Затем проводят грунтование. Наибольшее распространение получил грунт ГФ-020, который наносят тонкими ровными слоями толщиной 0,015—0,020 мм. После нанесения грунта поверхность сушат. Если после высыхания грунта поверхность получилась глянцевой, то ее рекомендуется зачистить мелкозернистой наждачной шкуркой для создания шероховатости.
Зачистка. Сначала все швы от сварки выравниваются до плоскости кузова с помощью болгарки. Следующий этап – обработка кузова наждачной шкуркой. Делать это руками необязательно, если есть орбитально-шлифовальная машинка и специальный рубанок. Ручная зачистка делается там, куда это оборудование не достает.
Шпатлевание проводят с целью устранения неровностей или раковин на поверхностях загрунтованных деталей. Шпатлевку наносят механическими или ручными шпателями. Могут применяться пистолеты-распылители. Шпаклевку наносят равномерно в несколько слоев. Толщина одного слоя не должна быть более 0,5 мм, а толщина всех слоев — 2,0 мм. Каждый последующий слой шпаклевки наносят только после полного высыхания ранее нанесенного слоя.
Необходимость реальной оценки исходит из того, какую именно шпатлевку нужно будет применить для выравнивания поверхности.
-Стекловолоконная шпатлевка убирает вмятины фактически любой глубины.
-Мягкая шпатлевка по ГОСТу применяется при вмятинах глубиной до 0,5 мм. На деле выдерживает глубину до 1 мм.
-Финишная шпатлевка предназначена для удаления мелких царапин.
Шлифование позволяет сгладить неровности, оставшиеся на поверхности после шпаклевания. Для шлифования шпаклевки применяют пемзу. Процесс может выполняться вручную или при помощи пневматических или электрических шлифовальных машин.
Дальнейшая подготовка к покраске состоит из шлифования обработанной поверхности кузова специальной машиной и наждачной бумагой Р80-120. Для проявления плохо зашпатлеванных мест используют проявочную пудру. Затем поверхность «доводят» шкуркой с абразивом Р240-320, и почти готовый к покраске кузов обезжиривают.
Завершающий этап – грунтовка.
Наиболее популярная грунтовка для кузова перед покраской – это акриловая, которая защитит его от коррозии. Начинают грунтовать машину с тех мест, на которые наносилось больше шпатлевки. Подготовленный состав наносят под давлением из компрессора тонкими слоями (обязательно после высыхания предыдущего слоя). Не стоит замешивать грунтовку заранее, срок ее пригодности – 1-2 часа.
После грунта на кузов распыляют тонкий слой контрастной по цвету краски – так называемый проявитель. Затем снова нужно шлифовать
На подготовленную поверхность наносят лакокрасочное покрытие, которое сушат и отделывают. Для внешнего окрашивания грузовых автомобилей наибольшее распространение получили следующие лакокрасочные материалы: для окраски кабин и оперения — нитроэмали, нитроглифталевые и синтетические эмали; для окраски деревянных платформ — водоэмульсионные эмали.
Покрытия наносят несколькими тонкими слоями вручную или механизированным способом. При механизированном способе покрытия наносят распыливанием или окунанием. Распыливание осуществляют различными краскораспылителями или окрашивание производят в электрическом поле. Нанесение покрытия окунанием заключается в том, что деталь погружают в ванну с лакокрасочным материалом, затем вынимают и сушат.