Внешними признаками неисправностей системы охлаждения являются перегрев или чрезмерное охлаждение двигателя. Перегрев двигателя возможен при недостатке охлаждающей жидкости в системе из-за ее утечки, или выкипания, обрыве или пробуксовке ремня привода вентилятора и водяного насоса, заедании термостата и жалюзи в закрытом положении, большом отложении накипи. Чрезмерное охлаждение двигателя возможно при заедании термостата или жалюзи в открытом положении, отсутствии утеплительных чехлов в зимнее время.
Внешними признаками неисправностей системы смазки являются загрязнение масла, пониженное или повышенное давление в системе Пониженное давление в системе смазки наблюдается при недостаточном уровне масла, его разжижении, появлении течи масла, износе де талей масляного насоса, подшипников коленчатого и распределительного валов, заедании редукционного клапана в открытом положении.
Повышенное давление может быть в результате применения масла повышенной вязкости, заедания редукционного клапана в закрытом положении, засорения маслопроводов.
Работы, выполняемые при техническом обслуживании систем охлаждения и смазки
При проведении ежедневного обслуживания проверяют осмотром герметичность систем охлаждения и смазки уровень жидкости в системе охлаждения и при необходимости доливают воду. В зимнее время при постановке автомобиля на стоянку сливают воду из системы охлаждения и пускового подогревателя, а перед пуском двигателя заполняют систему горячей водой или подключают двигатель к системе подогрева. Кроме того, при ежедневном обслуживании заливают воду в бачок устройства для обмыва ветрового стекла; проверяют уровень и при необходимости доливают масло в картер двигателя.У дизелей необходимо проверить уровень масла в топливном насосе высокого давления и регуляторе максимальной частоты вращения коленчатого вала двигателя; остановить двигатель и проверить на слух работу фильтра центробежной очистки масла.
Во время проведения первого технического обслуживания следует проверить и при необходимости отрегулировать натяжение приводных ремней; при работе в условиях большой запылённости окружающей среды заменить масло в картере двигателя; слить отстой из корпусов фильтров и очистить от отложений внутреннюю поверхность колпака фильтра центробежной очистки масла; промыть фильтрующий элемент воздушного фильтра вентиляции картера.
При втором техническом обслуживании необходимо проверить и, если надо, закрепить вентилятор, радиатор, его облицовку, жалюзи и капот; проверить и отрегулировать натяжение приводных ремней; заменить (по графику) масло в картере двигателя, промыть при этом фильтрующий элемент фильтра грубой очистки и заменить фильтрующий элемент фильтра тонкой очистки или очистить фильтр центробежной очистки масла; слить отстой из корпусов масляных фильтров; очистить и промыть клапан вентиляции картера, двигателя; смазать подшипники водяного насоса (помпы) и натяжного ролика ремня вентилятора.
Во время сезонного технического обслуживания проверяют осмотром герметичность систем охлаждения и отопления, а также пускового подогревателя; промывают систему охлаждения; при подготовке к зиме проверяют состояние и действие пускового подогревателя
Два раза в год при смене сортов масел (в зависимости от времени года) промывают систему смазки двигателя; при подготовке к зиме отключают масляный радиатор.
Регулировка натяжения приводных ремней. Натяжение ремня привода вентилятора и водяного насоса двигателя 3M3-53 регулируют при помощи натяжного ролика 3 (рис. 8). При этом ослабляют гайки крепления кронштейна 4 натяжного ролика и перемещают рукоятку кронштейна до получения нормального натяжения ремня. Затем закрепляют гайки крепления кронштейна и снова проверяют натяжение ремня.
При усилии 3—4 кгс прогиб ремня должен быть 10—15 мм.
Регулировку натяжения ремня привода генератора производят перемещением генераторa 1 по прорези установочной планки 2. Прогиб должен быть 10—12 мм.
У двигателя ЗИЛ-130 для регулировки натяжения ремня привода насоса гидравлическо- го усилителя рулевого управления и ремня привода генератора ослабляют болты крепления натяжного кронштейна 8 (рис. 9) или гайку крепления генератора к планке 2, а затем смещают насос или генератор. При .усилии 4 кгс, приложенном к серединам ветвей, прогиб ремней не должен превышать 8 14 мм.
Регулировку натяжения ремня привода компрессора производят перемещением компрессора по кронштейну при помощи регулиpoвочного болта 4. Прогиб ремня под усилием 4 кгс должен составлять 5—8 мм.
У дизелей ЯМЗ-236 для регулировки натяжения ремня привода компрессора служит винтовое устройство 1 (рис. 10,а), а натяжение ремня 4 (рис. 10,6) привода водяного насоса регулируют изменением количества стальных шайб 2, зажимаемых между ступицей и съемной боковиной 3 шкива водяного насоса. При усилии 3 кгс, приложенном к серединам ветвей, прогиб не должен превышать: 10—15 мм для ремней привода водяного насоса и генератора и 8 мм— для ремня привода компрессора (на короткой ветви).
У дизелей ЯМЗ-740 натяжение ремней привода водяного насоса и генератора регулируют изменением положения оси генератора. При нажатии на середину наибольшей ветви с усилием 4 кгс прогиб ремней должен быть 15-22 мм.
Доливка и замена масла
Для проверки уровня масла необходимо остановить двигатель, подождать 2—3 мин, пока стечёт масло, вынуть и вытереть маслоизмерительный стержень, вставить его обратно до упора и, вынув вновь, по меткам определить уровень. Если уровень масла ниже метки «Долей»
1— метка, соответствующая уровню масла до пуска двигателя
(рис. 11), эксплуатировать автомобиль нельзя. Нужно долить масло до метки «Полно».
При проверке уровня масла до пуска двигателя после длительной стоянки нормальный уровень должен соответствовать верхней прямоугольной метке на маслоизмерительном стержне.
Масло рекомендуется менять при горячем двигателе.
Для этого отворачивают сливную пробку картера и сливают отработавшее масло.
Для промывки в картер заливают чистое маловязкое (зимнее) масло примерно до нижней метки маслоизмерительного стержня, пускают двигатель и дают ему поработать 2— 3 мин на холостом ходу. Затем сливают промывочное масло, заливают в картер свежее масло и пускают двигатель на 3—5 мин. Через 5—10 мин после остановки двигателя измеряют уровень масла в картере.
Вследствие окисления масла кислородом воздуха образуются нагар и лаковые отложения. Отложения нагара в камерах сгорания двигателя вызывают перебои в системе зажигания, перегрев и работу двигателя с детонацией. Отложения на головках клапанов приводят к перегреву и короблению клапанов, неплотному прилеганию клапанов к сёдлам. Следствием попадания твердых частиц нагара в картер двигателя является засорение маслопроводов и фильтров.
Для очистки масляных фильтров их разбирают, промывают керосином и насухо протирают или обдувают сжатым воздухом. Фильтрующие элементы фильтров тонкой очистки при их загрязнении заменяют.
Для очистки фильтра центробежной очистки масла надо: остановить двигатель и дать стечь маслу (20—30 мин); отвернуть барашковую гайку 1 (рис. 12) и снять кожух 2 отвернуть пробку 8 и вставить в отверстие бородок, чтобы удержать ротор 7 от вращения; нанести метки на ротор и колпак 4; отвернуть гайку 3 и снять колпак 4; снять пластмассовую вставку 5, сетчатый фильтр б и прокладку. Снятые детали очищают от отложений и грязи, промывают керосином.
Сборку производят в обратной последовательности.
Далее проверяют работу фильтра на прогретом двигателе на слух. После остановки двигателя ротор исправного фильтра продолжает вращаться 2—3 мин, издавая характерное гудение. Если гудение прослушивается более короткое время, то ротор притормаживается, например, вследствие чрезмерной затяжки барашковой гайки. Эту гайку надо затянуть от руки, без помощи какого-либо инструмента.
В системе вентиляции картера снимают и очищают трубки и шланги, очищают и промывают воздушный фильтр. Трубки и шланги вентиляции картера должны быть плотно соединены между собой, шланги не должны иметь разрывов, расслоений и разбуханий. У двигателя ЗИЛ-130 промывают ацетоном клапан вентиляции картера.
Систему вентиляции картера двигателя 3M3-53 очищают в такой последовательности: промывают фильтрующую набивку фильтра вентиляции картера в керосине и просушивают; смачивают фильтр вентиляции картера маслом для двигателя; снимают вытяжную трубку вентиляции и промывают ее керосином, просушивают и ставят на место.
При движении автомобилей FA3-53A и ЗИЛ-130 со скоростью 40—50 км/ч давление масла в системе смазки двигателя должно быть 2—4 кгс/см2. При снижении давления масла на холостом ходу до 0,9—0,4 кгс/см2 (3M3-53) или 0,6—0,3 кгс/см2 (ЗИЛ-130) загорается контрольная лампа на щитке приборов.
Давление масла в прогретом двигателе ЯМЗ-740 при частоте вращения коленчатого вала 2600 об/мин должно быть 4,5—5,0 кгс/см2.