Для обеспечения правильных условий заряда аккумуляторной батареи на автомобиле и предохранения генератора от перегрузки (для реле-регуляторов, имеющих ограничитель тока) необходимо периодически проверять, а в случае отклонения от нормы — регулировать отдельные элементы реле-регулятора.
Проверка реле-регулятора заключается в определении величины напряжения, поддерживаемого регулятором напряжения (см. табл. 4), величины напряжения включения контактов реле обратного тока и силы тока их размыкания, а также силы тока, ограничиваемого ограничителем тока. Для нормальной работы генератора и реле-регулятора важное значение имеет состояние электропроводки между генератором, реле-регулятором и аккумуляторной
4. Данные для проверки работы реле-регулятора
Климатические районы |
Время года |
Номинальное напряжение системы электрооборудования, В |
Установка аккумуляторной батареи на автомобиле |
|||
наружная |
подкапотная |
|||||
Напряжение при температуре реле-регуляторов 20°С, В |
||||||
поддерживаемое регулятором напряжение |
включения реле обратного тока |
поддерживаемое регулятором напряжение |
включения реле обратного тока |
|||
Северные районы с резко континентальным климатом с температурой зимой минус 40°С |
Зима |
24 12 6 |
30,2 15,0 7,5 |
26,0—27,0 12,5—13,0 6,3—6,5
|
- 14,5 7,3 |
- 12,5—13,0 6,3—6,5 |
Лето |
24 12 6 |
28,0 14,0 7,0 |
25,0—26,0 12,0—12,5 6,0—6,3 |
- 13,7 6,9 |
- 12,0—12,5 6,0-6,3 |
|
Центральные районы с температурой зимой минус 30°С |
Круглый год |
24 12 6 |
28,5 14,2 7,1 |
25,0-26,0 12,0—12,5 6,0—6,3 |
- 13,7 6,9 |
- 12,0—12,2 6,0—6,1 |
Южные районы |
Круглый год |
24 12 6 |
27,0 13,5 6,8 |
24,0—25,0 11,8—12,2 5,9-6,1 |
- 13,5 6,8 |
- 11,8—12,2 5,9—6,1 |
батареей, а также надежность их соединения с «массой». Поэтому, прежде чем начинать проверять и регулировать реле-регулятор, необходимо тщательно проверить состояние указанной электропроводки и правильность схемы соединения проводов.
При внимательном ежедневном наблюдении за работой приборов электрооборудования на автомобиле можно достаточно точно установить, когда регулятор напряжения имеет завышенное или заниженное значение регулируемого напряжения.
К признакам, указывающим на завышенное значение регулируемого напряжения, относятся: систематическое разбрызгивание электролита через вентиляционное отверстие в крышках аккумуляторной батареи при условии нормального уровня электролита;
- зарядный ток более 5 А, не снижающийся в течение 4—6 ч, в условиях непрерывной дневной езды;
- частое перегорание ламп в осветительных приборах (в случае интенсивной ночной езды);
- белый налет на металлической рамке крепления батареи.
Признаками, указывающими на заниженное значение регулируемого напряжения, являются:
- быстрый разряд аккумуляторной батареи на автомобиле, что вызывает необходимость -в ее частом подзаряде на зарядной станции;
- быстрое снижение частоты прокручивания коленчатого вала двигателя от стартера.
В случае быстрого разряда батареи необходимо проверить: уровень и плотность электролита, состояние бака и крышки батарей, проводников и зажимов в цепи генератор — аккумуляторная батарея, напряжение на каждом элементе, а также соединение батареи, генератора и реле-регулятора с «массой» автомобиля, исправность генератора.
Реле-регулятор проверяют и регулируют в зависимости от климатических условий, в которых эксплуатируется автомобиль, места установки батареи (снаружи, под капотом) и интенсивности эксплуатации автомобиля.
Примечания:
1. Регулировку регулятора напряжения выполняют при частоте вращения якоря генератора 3000 об/мин (если нет других специальных указаний для конкретного типа генератора) и при силе тока нагрузки, равной половине номинальной.
2. Перерегулировку регулятора напряжения выполняют в случае отклонения от значений, указанных в таблице, боле; ±0,5 В на автомобилях с 12-вольтовым электрооборудованием.
3. В зимнее время года, в случае систематического недозаряда батарей, допускается перерегулировка регулятора напряжения на 0,5 В выше указанного в таблице для автомобилей с электрооборудованием 12 В.