Основные неисправности и техническое обслуживание реле-регуляторов

 

Для обеспечения правильных условий за­ряда аккумуляторной батареи на автомобиле и предохранения генератора от перегрузки (для реле-регуляторов, имеющих ограничитель тока) необходимо периодически проверять, а в случае отклонения от нормы — регулировать отдельные элементы реле-регулятора.

Проверка реле-регулятора заключается в определении величины напряжения, поддержи­ваемого регулятором напряжения (см. табл. 4), величины напряжения включения контак­тов реле обратного тока и силы тока их размы­кания, а также силы тока, ограничиваемого ог­раничителем тока. Для нормальной работы ге­нератора и реле-регулятора важное значение имеет состояние электропроводки между гене­ратором, реле-регулятором и аккумуляторной

4. Данные для проверки работы реле-регулятора

Климатические районы

Время года

Номинальное напряжение системы элек­трооборудо­вания, В

 Установка аккумуляторной батареи на автомобиле

         наружная

      подкапотная

  Напряжение при температуре реле-регуляторов 20°С, В

поддержива­емое регуля­тором напря­жение

включения реле обрат­ного тока

поддержива­емое регуля­тором напря­жение

включения реле обрат­ного тока

Северные районы с резко конти­нентальным климатом с температурой зимой минус 40°С

Зима

   24

   12

    6

  30,2

  15,0

   7,5

26,0—27,0

12,5—13,0

   6,3—6,5

 

      -

  14,5

   7,3

       -

12,5—13,0

   6,3—6,5

Лето

    24

    12

     6

   28,0

   14,0

     7,0

25,0—26,0

12,0—12,5

6,0—6,3

       -

    13,7

       6,9

       -

12,0—12,5

   6,0-6,3

Центральные районы с температу­рой зимой минус 30°С

Круглый год

    24

    12

      6

    28,5

    14,2

       7,1

25,0-26,0

12,0—12,5

6,0—6,3

       -

    13,7

       6,9

       -

12,0—12,2

6,0—6,1

Южные районы

Круглый год

     24

     12

       6

   27,0

   13,5

      6,8

 24,0—25,0

 11,8—12,2

    5,9-6,1

       -

  13,5

     6,8

       -

 11,8—12,2

    5,9—6,1

батареей, а также надежность их соединения с «массой». Поэтому, прежде чем начинать про­верять и регулировать реле-регулятор, необхо­димо тщательно проверить состояние указан­ной электропроводки и правильность схемы со­единения проводов.

Дефекты, обнаруженные при проверке (об­рывы, нарушения изоляции, загрязнения и ос­лабления контактных клемм, короткие замы­кания и др.), должны быть устранены до начала проверки и регулировки эле­ментов реле-регулятора. При проверке ре­гулятора напряжения РР350 (автомо­биль ЗИЛ-130, ГАЗ-24) необходимо также проверять контакты выключателя зажигания. Если контакты выключателя подгорели (паде­ние напряжения при токе 12 А более 0,15 В), то регулируемое напряжение будет возрастать.

При внимательном ежедневном наблюде­нии за работой приборов электрооборудования на автомобиле можно достаточно точно уста­новить, когда регулятор напряжения имеет за­вышенное или заниженное значение регулируе­мого напряжения.

К признакам, указывающим на завышенное значение регули­руемого напряжения, относятся: систематическое разбрызгивание электро­лита через вентиляционное отверстие в крыш­ках аккумуляторной батареи при условии нормального уровня электролита;

- зарядный ток более 5 А, не снижающийся в течение 4—6 ч, в условиях непрерывной днев­ной езды;

- частое перегорание ламп в осветительных приборах (в случае интенсивной ночной езды);

- белый налет на металлической рамке креп­ления батареи.

Признаками, указывающими на заниженное значение регулируе­мого напряжения, являются:

- быстрый разряд аккумуляторной батареи на автомобиле, что вызывает необходимость -в ее частом подзаряде на зарядной станции;

- быстрое снижение частоты прокручивания коленчатого вала двигателя от стартера.

В случае быстрого разряда батареи необ­ходимо проверить: уровень и плотность элект­ролита, состояние бака и крышки батарей, проводников и зажимов в цепи генератор — аккумуляторная батарея, напряжение на каж­дом элементе, а также соединение батареи, ге­нератора и реле-регулятора с «массой» авто­мобиля, исправность генератора.

Реле-регулятор проверяют и регулируют в зависимости от климатических условий, в кото­рых эксплуатируется автомобиль, места уста­новки батареи (снаружи, под капотом) и ин­тенсивности эксплуатации автомобиля.


Примечания:

1.  Регулировку регулятора напряжения выполняют при частоте вращения якоря генератора 3000 об/мин (если нет других спе­циальных указаний для конкретного типа генератора) и при силе тока нагрузки, равной половине номинальной.

2. Перерегулировку регулятора напряжения выполняют в случае отклонения от значений, указанных в таблице, боле; ±0,5 В на автомобилях с 12-вольтовым электрооборудованием.

3. В зимнее время года, в случае систематического недозаряда батарей, допускается перерегулировка регулятора напряжения на 0,5 В выше указанного в таблице для автомобилей с электрооборудованием 12 В.