Все большее применение в ремонтном производстве находят полимерные материалы. Сущность процесса заключается в том, что на изношенные металлические поверхности детали наносятся тонкослойные пластмассовые покрытия. Нанесение покрытий осуществляют напылением. Применяют газопламенное, вихревое или вибрационное напыление. Материалами служат полимеры, которые подразделяются на три большие группы: пластики, эластомеры и волокна.
При ремонте находят применение в основном пластики. Они подразделяются на термопласты и реактопласты. Из термопластов при напылении применяют амидопласты (полиамиды). Полиамиды — твердые термопластические полимеры, плавящиеся при высокой температуре. По механической прочности и износостойкости они превосходят все другие виды пластмасс. Наибольшее применение получили полиамидные смолы марок П-54, П-68, П-548, АК-7, поликапролактам (капрон) и отходы капрона. Капрон используют для восстановления подшипников скольжения, шеек валов и пальцев, а также для изготовления втулок и в качестве декоративных и антикоррозийных покрытий. Из реактопластов широкое распространение получили эпоксипласты, связующими которых являются эпоксидные смолы. В ремонтном производстве наибольшее применение имеют эпоксидные смолы ЭД-5 и ЭД-6. Их используют для изготовления различных паст, которыми выравнивают вмятины в металлических обшивках кузовов; для приготовления клеевых композиций при заделке трещин в корпусных деталях, а также для клеевых составов, при помощи которых приклеивают, например, фрикционные накладки к тормозным колодкам и ведомым дискам сцепления.
При заделке трещин и восстановлении отверстий в корпусных деталях применяют клеевые композиции, состав которых указан в табл. 12.
12. Состав эпоксидного клея в весовых частях
Компоненты |
Состав |
||||
№ 1 |
№ 2 |
№ 3 |
№ 4 |
№ 5 |
|
Эпоксидная смола ЭД-6 |
100 |
100 |
100 |
100 |
100 |
Дибутилфталат |
15 |
15 |
15 |
15 |
15 |
Чугунный порошок |
150 |
— |
— |
— |
— |
Окись железа |
— |
150 |
— |
— |
— |
Графит |
— |
— |
— |
50 |
— |
Молотая слюда |
20 |
20 |
— |
— |
— |
Алюминиевая пудра |
— |
— |
20 |
— |
90 |
Этрол |
— |
— |
— |
— ' |
90 |
Полиэтиленполиамин |
10 |
10 |
10 |
10 |
10 |
Подготовка корпусной детали к заделке трещин осуществляется в такой последовательности. По концам трещины сверлят отверстия диаметром 3 мм. Разделывают ее при помощи шлифовального круга. Металлической щеткой зачищают поверхность корпусной детали вдоль трещины-и по обе стороны ее на расстоянии 10—15 мм.
Затем трещину и зачищенный участок обезжиривают бензином или ацетоном и насухо вытирают. Наносят тонкий слой клея, втирая его в трещину и по обеим сторонам от нее на ширину 10—15 мм. После небольшой выдержки (3—6 мин) наносят второй слой. По окончании заклеивания деталь выдерживают при комнатной температуре 20—24 ч до полного отверждения клея. Срок выдержки можно уменьшить, если корпусную деталь нагреть. Например, при нагреве до 60°С продолжительность отверждения составляет 4—5 ч.
Широкие трещины длиной более 400 мм заделывают заплатами из сетчатой стеклоткани. Рекомендуется устанавливать не более четырех заплат. Первую заплату шириной 15— 20 мм кладут на эпоксидный клей, предварительно внесенный при помощи шпателя в разделанную канавку. Заплата пропитывается клеем и уплотняется прикатыванием специальным роликом. Аналогично накладываются и остальные заплаты.
Клеевой композицией можно заделывать трещины в блоках двигателя, картерах сцепления, коробок передач, редукторов, корпусах водяных и масляных насосов, крышках картера сцепления и коробок передач и других деталях.
Ремонт деталей полимерными материалами (пластмассами) прост, экономичен и надежен. Ими можно наращивать поверхности для создания натяга в соединении или износостойкого покрытия, заделывать трещины и пробоины, склеивать детали, выравнивать поверхности, герметизировать соединения, надежно закрывать поры в любых деталях, даже в труднодоступных местах. Клеевые составы и пластмассы в ряде случаев успешно заменяют сварку и пайку, хромирование и осталивание, а иногда являются единственно возможными средствами восстановления.