Общие положения. Об исправной работе автомобиля обычно судят по рабочим характеристикам. Такими характеристиками, например, для двигателя являются: изменение мощности в зависимости от числа оборотов, удельные расходы топлива и смазки, отсутствие стуков и ненормальных шумов. Всякое отклонение рабочих характеристик от нормальных указывает на различие той или иной неисправности. Эти неисправности могут возникнуть из-за плохой регулировки или каких-либо изменений в автомобиле, не устранимых регулировкой. К последним относятся неисправности, возникшие в результате износа. Первоначальные качества деталей, установленные рабочими чертежами и техническими условиями и полученные при изготовлении, изменяются в процессе эксплуатации автомобиля вследствие износа деталей или появления различного рода дефектов.
Автомобиль, как всякая машина, состоит из отдельных деталей, образующих определенные соединения. Об исправной работе Соединения судят по рабочим показателям, в данном случае по посадке, которая определена конструкцией. Таким образом, для сопряжения неисправность проявляется в нарушении посадки, т. е. в нарушении заданных зазоров или натягов. Например, падение мощности двигателя может быть следствием увеличения зазоров в деталях поршневой группы. Всякое нарушение посадки связано с изменениями в размерах, форме деталей, качества их поверхностей, в изменениях материала (химического состава, структуры, механических свойств).
Практика показывает, что наибольшее значение имеют неисправности, возникшие вследствие изменения размеров деталей.
Классификация износов. Встречающиеся дефекты и износы в деталях, узлах и агрегатах автомобиля весьма разнообразны и проф. В. И. Казарцев делит их на две группы: естественные и аварийные.
Естественные износы являются следствием трения, действия высоких температур и нагрузок, появляющихся при нормальных условиях эксплуатации. Характерным признаком этой группы износов является медленное нарастание износа, т. е. длительная работа автомобиля без существенного нарушения показателей рабочих характеристик.
Аварийные износы появляются в результате неправильного технического ухода за агрегатами и автомобилем в целом. Иногда они вызываются-дефектами производства, низким качеством материала и конструктивными недостатками. Характерными признаками данной группы износов является быстрое нарастание износа, сопровождаемое остаточными деформациями, разрушением (поломкой) деталей и другими неисправностями, которые не позволяют дальнейшую эксплуатацию автомобиля (прицепа, полуприцепа). Появление аварийных износов является показателем качества технического обслуживания. Поэтому основная задача любого автохозяйства заключается в том, чтобы при эксплуатации автомобиля не имели место аварийные износы и дефекты. Необходимо поддерживать эксплуатируемые автомобили в таком состоянии, чтобы они имели только естественный износ.