Основные неисправности и техническое обслуживание аккумуляторной батареи

 

К числу неисправностей аккумуляторной батареи относятся повышенный саморазряд, короткое замыкание, коробление, разрушение и сульфатация пластин, трещины и истирание моноблока.

Повышенный саморазряд. При бездействии аккумуляторной батареи проис­ходит ее естественный саморазряд, который согласно ГОСТ 959.0—71 при температуре хра­нения батареи плюс 20±5°С за 14 суток не должен превышать 10% ее номинальной ём­кости.

Повышенный саморазряд аккумуляторной батареи может происходить по следующим причинам:

-наружная поверхность аккумулятора пок­рыта грязью, влагой и электролитом, что приводит к разряду батареи по поверхности кры­шек;

-в электролит попали вредные примеси (осо­бенно железо и медь);

-замыкание пластин шламом, незначитель­ные разрушения сепараторов.

Короткое  замыкание пластин происходит вследствие непосредственного соп­рикосновения пластин при разрушении сепара­тора, а также образования игольчатых нарос­тов между кромками положительных и отрица­тельных пластин. Короткие замыкания могут также происходить при заполнении простран­ства между опорными ребрами шламом.

Коробление пластин, как правило, объясняется большой силой зарядного или разрядного тока.

Разрушение пластин происходит за счет оползания активной массы, ее выкраши­вания, а также коррозии решеток пластин (рис. 21, а, б). Разрушение активной массы пластины и ее решетки является естественным процессом, однако его ускоряет неправильный режим эксплуатации батарей — ее перезаряд, особенно при высоких температурах. Для пре­дохранения аккумуляторной батареи от пере заряда необходимо правильно выбирать пре­делы регулировки регулятора напряжения (см. ниже).

Сульфатацией пластин называется образование на их поверхности и в активной

массе крупных кристаллов сернокислого свин­ца (PbS04), которые не растворяются при за­ряде.

Применение синтетических сепараторов в аккумуляторах резко снизило возможность сульфатации пластин. Поэтому это явление теперь может наблюдаться только при небреж­ном обращении с аккумуляторной батареей.

Трещины и истирание моноблока могут произойти из-за небрежного обраще­ния или плохого крепления аккумуляторной батареи на автомобиле. При наличии трещин в перегородках моноблока электролит сосед­них ячеек сообщается между собой и эти эле­менты не развивают необходимого напряже­ния. Напряжение батареи при этом резко сни­зится (например, при замыкании двух элемен­тов напряжение уменьшается с 12 до 8 В).

Проверка состояния аккумуляторной бата­реи включает: проверку уровня и измерение плотности электролита и определение напря­жения аккумуляторной батареи нагрузочной вилкой.

Проверка уровня электролита производится стеклянной трубкой диаметром 5—6 мм. Чтобы измерить уровень электроли­та, надо опустить трубку в наливную горловину крышки до упора в предохранительную сетку, закрыть ее сверху большим пальцем, затем вынуть и определить высоту столбика электро­лита в трубке (рис. 22. а). Уровень электроли­та должен быть на 10—15 мм выше предохра­нительной сетки. Повышать уровень следует, только доливая дистиллированную воду. Зи­мой, чтобы избежать замерзания воды, реко­мендуется доливать ее непосредственно перед выездом или при работающем двигателе.

Измерение плотности электро­лита дает возможность определить степень заряженности аккумуляторной батареи. Плот­ность электролита измеряют специальным при­бором (рис. 22,6)—кислотомером. При изме­рении плотности электролита необходимо так­же определить температуру электролита бата­реи. Если температура электролита выше или ниже плюс 15°С, следует привести плотность электролита к 15°С. При изменении температу­ры на 15° плотность электролита изменяется приблизительно на 0,01 г/см3 (см. ниже).

При изменении плотности электролита после доливки в него воды или после пуска дви­гателя стартером батарею надо подвергнуть непродолжительному заряду небольшим током или дать ей постоять 1—2 ч для того, чтобы плотность электролита во всех аккумуляторах выровнялась.

Для определения степени разряженности аккумуляторной батареи по плотности элек­тролита можно пользоваться данными табл. 3.

Проверка нагрузочной вилкой дает возможность определить состояние акку­муляторной батареи в режиме ее разряда, со­ответствующего пуску горячего двигателя. Для этого нагрузочная вилка (рис. 23, а, б) снабже­на набором резисторов и вольтметром. В зави­симости от емкости батареи включается необ­ходимая величина нагрузочного резистора гай­ками 4 и 8.

При определении степени заряженности ак­кумуляторной батареи нагрузочной вилкой по­казания вольтметра под нагрузкой, соответст­вующей емкости проверяемой батареи, долж­ны соответствовать данным, приведенным ни­же:

Плотность электролита г/см3 1,7-1,8 1,6-1,7 1,5-1,6 1,4-1,5 1,3-1,4
Степень заряженности  %    100
   75     50
    25      0


При проверке нагрузочной вилкой напря­жение исправного аккумулятора должно быть постоянным в течение не менее 5 с. Отверстия в крышках аккумуляторов при проверке нагру­зочной вилкой должны быть закрыты пробка­ми. Аккумуляторы, плотность электролита в которых ниже 1,200 г/см3, не рекомендуется проверять нагрузочной вилкой.

Уход за аккумуляторной бата­реей

Срок службы батареи в эксплуатации гарантируется при соблюдении правил ухода за ней и исправности электрооборудования ав­томобиля. Поэтому при обслуживании автомо­биля необходимо очищать батарею от пыли и грязи. Электролит, пролитый на поверхность батареи, вытирать чистой ветошью, смоченной в растворе нашатырного спирта или кальцини­рованной соды (10%-ным раствором). Окис­лившиеся выводные клеммы батареи и нако­нечники проводов очищать; проверять плот­ность крепления батарей в гнезде. На грузовых автомобилях, где возможно, под батарею уста­новить резиновые прокладки. Следует прове­рять крепления и плотность контакта наконеч­ников проводов с выводными клеммами и ба­тареи. Не допускать натяжения проводов для предупреждения порчи выводных клемм и об­разования трещин в мастике; проверять и при необходимости прочищать вентиляционные от­верстия в пробках аккумуляторов.

Не реже чем через 10—15 дней необходимо проверять степень разряженности батареи по плотности электролита или нагрузочной вил­кой. Батарею, разряженную более чем на 25% зимой и более чем на 50% летом, следует снять

с автомобиля и поставить на подзарядку. В эти же сроки проверяют целостность бака (отсут­ствие трещин) и просачивание электролита, а также уровень электролита в каждом аккуму­ляторе батареи.

Если на поверхности батареи появились трещины, их необходимо ликвидировать путем оплавления мастики слабым пламенем.

Основные неисправности и техническое обслуживание контрольно-измерительных приборов

 

Основными неисправностями спидометра являются неправильное показание скорости движения автомобиля из-за разрегулировки скоростного узла, колебание стрелки спидомет­ра, заедание барабанчиков счетного узла. Пе­ред устранением неисправности спидометра необходимо проверить исправность гибкого ва­ла его привода: не ослабло ли крепление гаек, соединяющих гибкий вал со спидометром и с коробкой передачи, и не оборван ли трос. В случае обрыва троса перед установкой на автомобиль нового гибкого вала надо устано­вить причины обрыва. Одной из причин обры­ва троса может быть заедание в спидометре. Для Проверки этого нужно присоединить конец гибкого вала к спидометру и медленно прово­рачивать рукой свободный конец троса. При этом не должно ощущаться никаких заеданий и стрелка спидометра не должна отходить от нулевого деления. При резком проворачивании троса в рабочем направлении стрелка должна резко отклониться от нулевого деления, а за­тем свободно вернуться обратно.

Колебание стрелки спидометра возникает вследствие неправильного монтажа гибкого вала (плохое закрепление, изгибы с радиусом менее 150 мм), недостаточного количества смазки внутри оболочки гибкого вала и отсут­ствия продольного перемещения троса внутри оболочки при затянутой до отказа гайке креп­ления гибкого вала к спидометру. Отсутствие продольного перемещения троса вала объяс­няется попаданием грязи в отверстие валика спидометра.

Учитывая большое разнообразие конструк­ций и назначений контрольно-измерительных приборов, ниже в качестве примера приведены основные неисправности и способы проверки магнитоэлектрических термометров.

Опыт эксплуатации магнитоэлектрических термометров выявил следующие возможные их неисправности:

нарушение герметичности баллона датчика из-за чрезмерных усилий, прикладываемых к гайке датчика при его монтаже на двигателе. В этом случае вода, попадая внутрь датчика, выводит из строя терморезистор;

нарушение стабильности характеристик терморезистора. Чаще всего это нарушение происходит вследствие значительных и дли­тельных перегревов терморезистора в процес­се эксплуатации, например работа двигателя без охлаждающей жидкости;

смещение стрелки указателя на оси магни­та из-за вибраций или ударов;

обрыв проводов внутри указателя.

При обнаружении неисправностей датчика или указателя рекомендуется заменить его ис­правным, а не подвергать ремонту, так как конструкция указателя и датчика выполнена неразборной и ремонт их в эксплуатации не предусмотрен.

Проверку исправности электромагнитных термометров рекомендуется производить в оп­ределенной последовательности.

Для проверки точности показания датчик и указатель должны быть сняты с автомобиля.

Проверка производится при температуре окружающей среды плюс 20°С. Указатель устанавливается в приспособлении в рабочем по­ложении.

Датчик помещается в специальную герметичную ванну с водой, закрытую пробкой от автомобильного радиатора, которая дает воз­можность повышать температуру воды выше 100°С.

Термометры, предназначенные для замера температуры охлаждающей жидкости, можно проверять только в воде.

При нагреве в масле, при отсутствии интен­сивного его перемещения увеличиваются по­грешности измерения в результате изменений условий теплопередачи.

Термометры, предназначенные для замера температуры масла, проверяются в масляной ванне.

Схема включения комплекта указателя и датчика для проверки изображена на рис. 30, а.

Напряжение, подводимое к прибору, необходимо поддерживать равным 14 или 28 В (со­ответственно для приборов с номинальным на­пряжением 12 и 24 В).

Водяная или масляная ванна медленно по­догревается, например, путем включения на­гревательного элемента через лабораторный автотрансформатор.

Показания указателя сравниваются с показаниями контрольного ртутного термометра, установленного в ванне. Цена деления конт­рольного ртутного термометра в этом случае должна быть не более 0,5°С.

На каждой контрольной отметке шкалы пе­ред отсчетом показаний должна производить­ся выдержка не менее 2 мин.

Комплект указателя и датчика можно счи­тать исправным, если погрешность не превы­шает данных, приведенных в табл. 5.

В случае увеличенной погрешности комп­лекта необходимо проверить указатель и дат­чик отдельно.

5. Допустимые погрешности указателя и датчика термометра

Проверяемые точки шкалы

Допускаемая погрешность, °С

40

   ±8

80

   ±5

100

   ±5

110

   ±6

120

   ±6

Проверка указателя осуществляет­ся при помощи контрольного реостата или ма­газина сопротивлений, включенного в цепь указателя вместо датчика (рис. 30, б) при тем­пературе окружающей среды плюс 20 ±5°С и питающем напряжении 14 или 28 В.

Перед проверкой показаний указателя по­следний выдерживают во включенном положе­нии на предельной отметке 110 или 120°С в те­чение 2 мин.

При положении стрелки на контрольной отметке шкалы фиксируется значение сопро­тивления контрольного реостата.

Показания указателя считают удовлетво­рительными, если контрольные положения стрелки соответствуют величине сопротивле­ния контрольного реостата (табл. 6).

6. Сопротивления контрольного реостата для различных точек шкалы

Проверяемые точки шкалы

 Сопротивление, Ом

40

320—440

80

128—142

100

82—91

110

66—74

120

55-62

Погрешность указателя в градусах опреде­ляется как разность между показаниями при­емника и контрольного ртутного термометра.

Указатель можно считать исправным, если его погрешности не выходят за пределы, ука­занные в табл. 5.

Проверка датчика проводится с эта­лонным указателем (рис. 30, в), сопротивление катушки которого между клеммами Б и Д рав­но 10±1 Ом. При проверке используют конт­рольный ртутный термометр с ценой делений 0,ГС.

Проверка датчика заключается в определе­нии величины его сопротивления при контроль­ных температурах и работе его в комплекте с эталонным указателем. Такая проверка может быть выполнена при помощи амперметра и вольтметра. Применяемый при этом испытании вольт­метр должен иметь класс точности не ниже 0,5.

Величина сопротивления датчика не должна выходить из пределов, указанных в табл. 7.

 

7. Сопротивление датчика ТМ 100 при различных температурах.

Контрольные температуры, ºC   Сопротивление, Ом
               40          318-418
               60         194-234
               80         124-144
             100             80-92
             120             54-62

 

 

Приборы и стенды для проверки электрооборудования автомобилей

 

Все выпускаемые отечественной промышленностью контрольно-испытательные стенды и приборы можно разделить на две группы:

стационарные стенды, служащие для проверки и регулировки приборов электрообору­дования

приборы для проверки и регулировки электрооборудования непосредственно на ав­томобиле.

Контрольно - испытательный стенд 532М (рис. 31)

предназначен для про­верки 12- и 24-вольтового автотракторного электрооборудования с отрицательной поляр­ностью «массы». На стенде испытывают: гене­раторы постоянного и переменного тока мощ­ностью до 2 кВт на холостом ходу, при Номи­нальной нагрузке и в режиме двигателя; все элементы реле-регулятора, стартеры мощ­ностью до 11 кВт на холостом ходу и в режиме полного торможения; состояние изоляции про­веряемого электрооборудования; резисторы с сопротивлением от 0 до 200 Ом.

Конструкция стенда предусматривает вос­произведение рабочих режимов проверяемого электрооборудования и одновременно контроль за их работой при помощи измерительных при­боров.

Привод стенда осуществляется через клиноременную передачу (вариатор) от асинхрон­ного электродвигателя мощностью 4,5 кВт при 2800 об/мин.

Зажим стенда позволяет крепить проверяе­мые генераторы и стартеры с диаметром кор­пуса до 240 мм.

В электрическую схему стенда входят: вольтметр, амперметр, омметр, тахометр, на­грузочный и регулировочный реостаты, пере­ключатели и выключатели, а также различные сигнальные устройства.

Для проверки электрооборудования непо­средственно на автомобиле выпускается пере­носной прибор Э-214 (рис. 32, а).

Прибор позволяет проверять аккумулятор­ные батареи, стартеры мощностью до 1,5 кВт, генераторы постоянного и переменного тока мощностью до 350 Вт, реле-регуляторы, прерыватели-распределители, конденсаторы, катуш­ки зажигания, состояние изоляции цепей высо­кого напряжения.

Питается прибор от автомобильной акку­муляторной батареи напряжением 12 или 24 В.

Проверку работы системы зажигания удоб­но производить непосредственно на автомоби­ле с использованием осциллографа.

Осциллограф Э-206 (рис. 32, б) пред­назначен для визуального наблюдения элект­рических процессов в системе зажигания авто­мобиля, а также для измерения вторичных на­пряжений и углов замкнутого состояния кон­тактов прерывателя. Прибор позволяет наблю­дать на экране осциллограммы первичного и вторичного напряжения на свечах зажигания всех цилиндров в наложенном виде, а также осциллограммы вторичного напряжения на ис­кровых свечах всех цилиндров последова­тельно.

Сравнение типовой осциллограммы с кри­вой, наблюдаемой на экране осциллографа, да­ет возможность быстро определить общее состояние системы зажигания и неисправности отдельных элементов системы.

Контрольно-измерительные приборы прове­ряют на переносном приборе Э-204, спидомет­ры и тахометры проверяют на специальных контрольных стендах.

 

Основные неисправности и техническое обслуживание приборов освещения

 

 

Основными неисправностями приборов освещения являются перего­рание нитей и потемнение колбы ламп, загряз­нение отражателя и рассеивателя, трещины рассеивателя, снижение светотехнических ха­рактеристик и разрегулировка световых пуч­ков фар.

Отклонение в регулировке фар и недоста­точная сила их света значительно снижают ка­чество освещения дороги. Неправильная регу­лировка фар (пучок света направлен вверх и влево или слишком вниз) приводит к ослеплению водителей встречных автомобилей или к сокращению длины освещаемого участка до­роги.

Одной из причин снижения светотехниче­ских характеристик приборов освещения мо­жет быть заниженная регулировка регулятора напряжения или -повышенное сопротивление цепи питания фар и других приборов. Падение напряжения в цепи питания фар не должно превышать 0,5 В для 12-вольтовых систем электрооборудования. Повышенная регулиров­ка регулятора напряжения вызывает сокраще­ние срока службы ламп и увеличивает опас­ность ослепления водителей встречных автомо­билей.

Техническое обслуживание. Оп­тический элемент является основным узлом фары, поэтому за ним требуется особенно тща­тельный уход. При попадании внутрь оптиче­ского элемента пыли и грязи сила света сни­жается. Если на зеркало отражателя осело значительное количество пыли, не следует уда­лять эту пыль, протирая зеркало тканью через горловину. В этом случае внутреннюю часть элемента нужно промыть водой и затем высу­шить на воздухе.

Если рассеиватель (стекло) треснул или разбился, его нужно немедленно сменить, так как иначе зеркало отражателя будет повреждено пылью и грязью, набившимися через тре­щины.

При разборке и сборке оптического элемен­та запрещается прикасаться рукой к зеркалу отражателя.

Если после снятия рассеивателя обнаруже­но, что отражатель сильно загрязнен, его сле­дует перед завальцовкой промыть в чистой во­де с помощью ваты и высушить в опрокинутом (зеркалом вниз) положении.

Для замены лампы, вставляемой с тыльной стороны отражателя, следует снять карболитовый патрон, предварительно нажав на него, и повернуть в левую сторону. После этого, не вы­нимая лампы, удаляют пыль с ее цоколя и фланца и затем заменяют лампу.

При смене лампы необходимо следить за тем, чтобы пыль не попала внутрь оптического элемента. Желательно смену лампы произво­дить в помещении с минимальной запылен­ностью воздуха.

Для регулировки фар следует установить автомобиль (без нагрузки) на горизонтальной площадке, чтобы его продольная ось была пер­пендикулярна стене или специальному экрану, расположенному на расстоянии 10 м от фар автомобиля. После этого выполняют разметку экрана.

Для этого проводят на экране вертикаль­ную линию, совпадающую с осью автомобиля (рис. 29).

По обе стороны от нее наносят две верти­кальные линии на одинаковом расстоянии, рав­ном половине расстояния между центрами фар.

Затем проводят горизонтальную линию на уровне высоты центров фар от земли. Ниже этой линии на 150 мм наносят горизонтальную линию А А. Горизонтальная линия Б —Б, используемая для контроля ближнего света фар, проходит ниже линии А—А на 435 мм. Затем включают дальний свет фар и при за­крытой правой фаре регулируют свет левой фары так, чтобы центр светового пятна лежал в точке пересечения нижней горизонтальной и левой вертикальной линии. Для регулировки можно поворачивать винты вертикальной и го­ризонтальной регулировки фар.

Аналогичным образом регулируют правую фару.

Убедившись, что верхние края световых пя­тен обеих фар находятся на экране на одном уровне, закрепляют фары. После закрепления фар снова проверяют правильность их регу­лировки.

Отрегулировав дальний свет фар, нужно включить ближний свет. Центры пятен ближ­него света должны лежать на линии Б — Б.

Если при правильно отрегулированном дальнем свете центры пятен ближнего света смещены относительно линии Б-Б, нужно проверить правильность посадки лампы в фа­рах или сменить лампы. Регулировка света фар с европейским асимметричным светом (ав­томобили ВАЗ, «Москвич» и др.) должна про­водиться согласно заводским инструкциям.

Основные неисправности и техническое обслуживание системы зажигания

 

К числу основных неисправностей системы зажигания относятся неисправности катушек зажигания, прерывателя-распределителя и ис­кровых свечей зажигания.

Основными неисправностями катушек за­жигания являются повреждение изоляции пер­вичной и вторичной обмотки (межвитковое за­мыкание), обрыв обмоток в местах соедине­ния, нарушение контакта или обрыв добавоч­ного сопротивления, электрический пробой че­рез изоляцию в начальных рядах вторичной обмотки.

Катушку зажигания с поврежденной изоля­цией необходимо заменить. Неисправное доба­вочное сопротивление катушки зажигания сле­дует отремонтировать или заменить.

В число неисправностей прерыва­теля-распределителя входят замасли­вание или обгорание контактов, недостаточный или очень большой зазор между контактами прерывателя, повреждение конденсатора (пробой или потеря контакта обкладки с вы­водами), загрязнение ротора и крышки, трещи­ны в крышке, ослабление натяжения пружины рычажка, износ втулок ведущего валика, износ подушечек или втулки (оси) рычажка преры­вателя, выработка участка дорожки качения шариков в подшипнике, заедание грузиков и ослабление пружин центробежного регулятора, выход из строя диафрагмы, вакуумного регу­лятора, износ, кулачка прерывателя, износ осей и отверстий грузиков центробежного регуля­тора.

Основными неисправностями иск­ровых свечей зажигания являются недостаточная, герметичность по корпусу и центральному электроду, износ центрального и бокового электродов, разрушение теплового конуса изолятора (юбочки); образование на­гара на внутренней поверхности свечи, что приводит к шунтированию воздушного зазора между электродами.

Техническое обслуживание прерывателя-распределителя.

Рас­пределитель надо периодически смазывать, проверять и регулировать зазор между его контактами, следить за состоянием и чистотой деталей.

При обслуживании необходимо проверить надежность крепления распределителя. Плохс закрепленный распределитель (может быть


повернут усилием руки) следует надежно за­крепить и затянуть гайки октан-корректора, предварительно проверив правильность уста­новки зажигания.

Периодически необходимо снимать с рас­пределителя крышку и тщательно обтирать ее снаружи и изнутри тканью, смоченной в чис­том бензине.

При смазке кулачка и оси прерывателя сле­дует соблюдать осторожность, чтобы масло не попало на контакты прерывателя. Если масло или грязь попали на прерыватель, нужно обя­зательно протереть контакты замшей, смочен­ной в чистом бензине.

Обгоревшие контакты необходимо тщатель­но зачистить (рис. 27), пользуясь специальной абразивной пластиной или мелкой стеклянной шкуркой зернистостью 150.

При зачистке контактов следует удалить бугорок на одном из них и несколько сгладить углубление (кратер) на поверхности другого. Это углубление не рекомендуется устранять полностью.

Инструмент для зачистки контактов не дол­жен употребляться для обработки других ме­таллов, быть замасленным или грязным.

Чтобы поверхности контактов были строго параллельны, при зачистке рекомендуется нажимать пальцем на рычажок. Нельзя зачи­щать контакты грубой наждачной шкуркой. Для удобства зачистки лучше контакты снять.

После зачистки контактов нужно обдуть панель прерывателя воздухом, чтобы удалить пыль, протереть контакты замшей, слегка смо­ченной в чистом бензине, и установить требуе­мый зазор между контактами (или угол замк­нутого состояния контактов).

Контакты прерывателя, поверхность кото­рых имеет сероватый цвет и незначительные неровности, чистить не надо. Чтобы проверить, не заедает ли рычажок на оси, необходимо от­жать рычажок пальцем и затем отпустить его. Отпущенный рычажок под действием пружины должен со щелчком быстро возвращаться в ис­ходное положение.

Если рычажок в исходное положение воз­вращается медленно, то следует проверить на­тяжение пружины рычажка прерывателя дина­мометром, как показано на рис. 28.

Прилагать силу к динамометру надо в направлении оси контактов (перпендикулярно к их поверх­ности).

Снимается показание динамометра в мо­мент начала размыкания контактов прерыва­теля.

Натяжение пружины должно находиться в пределах, указанных в технических условиях для данного типа прерывателя-распределителя (обычно 500—650 гс).

Проверить характеристики центробежного и вакуумного автоматов распределителя, а также установить угол замкнутого состояния контактов следует на специальном стенде СПЗ-8 или ему подобных.

При отсутствии стенда надо проверить, не заедает ли центробежный регулятор. Наиболее просто это можно сделать, проверив, свободно ли возвращается в исходное положение ротор распределителя, если его повернуть рукой от­носительно валика, а затем отпустить.

Периодически следует поворачивать на­ружное кольцо шарикоподшипника с целью перемещения выработавшегося участка до­рожки качения шариков.