К числу неисправностей аккумуляторной батареи относятся повышенный саморазряд, короткое замыкание, коробление, разрушение и сульфатация пластин, трещины и истирание моноблока.
Повышенный саморазряд. При бездействии аккумуляторной батареи происходит ее естественный саморазряд, который согласно ГОСТ 959.0—71 при температуре хранения батареи плюс 20±5°С за 14 суток не должен превышать 10% ее номинальной ёмкости.
Повышенный саморазряд аккумуляторной батареи может происходить по следующим причинам:
-наружная поверхность аккумулятора покрыта грязью, влагой и электролитом, что приводит к разряду батареи по поверхности крышек;
-в электролит попали вредные примеси (особенно железо и медь);
-замыкание пластин шламом, незначительные разрушения сепараторов.
Короткое замыкание пластин происходит вследствие непосредственного соприкосновения пластин при разрушении сепаратора, а также образования игольчатых наростов между кромками положительных и отрицательных пластин. Короткие замыкания могут также происходить при заполнении пространства между опорными ребрами шламом.
Коробление пластин, как правило, объясняется большой силой зарядного или разрядного тока.
Разрушение пластин происходит за счет оползания активной массы, ее выкрашивания, а также коррозии решеток пластин (рис. 21, а, б). Разрушение активной массы пластины и ее решетки является естественным процессом, однако его ускоряет неправильный режим эксплуатации батарей — ее перезаряд, особенно при высоких температурах. Для предохранения аккумуляторной батареи от пере заряда необходимо правильно выбирать пределы регулировки регулятора напряжения (см. ниже).
Сульфатацией пластин называется образование на их поверхности и в активной
массе крупных кристаллов сернокислого свинца (PbS04), которые не растворяются при заряде.
Применение синтетических сепараторов в аккумуляторах резко снизило возможность сульфатации пластин. Поэтому это явление теперь может наблюдаться только при небрежном обращении с аккумуляторной батареей.
Трещины и истирание моноблока могут произойти из-за небрежного обращения или плохого крепления аккумуляторной батареи на автомобиле. При наличии трещин в перегородках моноблока электролит соседних ячеек сообщается между собой и эти элементы не развивают необходимого напряжения. Напряжение батареи при этом резко снизится (например, при замыкании двух элементов напряжение уменьшается с 12 до 8 В).
Проверка состояния аккумуляторной батареи включает: проверку уровня и измерение плотности электролита и определение напряжения аккумуляторной батареи нагрузочной вилкой.
Проверка уровня электролита производится стеклянной трубкой диаметром 5—6 мм. Чтобы измерить уровень электролита, надо опустить трубку в наливную горловину крышки до упора в предохранительную сетку, закрыть ее сверху большим пальцем, затем вынуть и определить высоту столбика электролита в трубке (рис. 22. а). Уровень электролита должен быть на 10—15 мм выше предохранительной сетки. Повышать уровень следует, только доливая дистиллированную воду. Зимой, чтобы избежать замерзания воды, рекомендуется доливать ее непосредственно перед выездом или при работающем двигателе.
Измерение плотности электролита дает возможность определить степень заряженности аккумуляторной батареи. Плотность электролита измеряют специальным прибором (рис. 22,6)—кислотомером. При измерении плотности электролита необходимо также определить температуру электролита батареи. Если температура электролита выше или ниже плюс 15°С, следует привести плотность электролита к 15°С. При изменении температуры на 15° плотность электролита изменяется приблизительно на 0,01 г/см3 (см. ниже).
При изменении плотности электролита после доливки в него воды или после пуска двигателя стартером батарею надо подвергнуть непродолжительному заряду небольшим током или дать ей постоять 1—2 ч для того, чтобы плотность электролита во всех аккумуляторах выровнялась.
Проверка нагрузочной вилкой дает возможность определить состояние аккумуляторной батареи в режиме ее разряда, соответствующего пуску горячего двигателя. Для этого нагрузочная вилка (рис. 23, а, б) снабжена набором резисторов и вольтметром. В зависимости от емкости батареи включается необходимая величина нагрузочного резистора гайками 4 и 8.
При определении степени заряженности аккумуляторной батареи нагрузочной вилкой показания вольтметра под нагрузкой, соответствующей емкости проверяемой батареи, должны соответствовать данным, приведенным ниже:
Плотность электролита г/см3 | 1,7-1,8 | 1,6-1,7 | 1,5-1,6 | 1,4-1,5 | 1,3-1,4 |
Степень заряженности % | 100 |
75 | 50 |
25 | 0 |
При проверке нагрузочной вилкой напряжение исправного аккумулятора должно быть постоянным в течение не менее 5 с. Отверстия в крышках аккумуляторов при проверке нагрузочной вилкой должны быть закрыты пробками. Аккумуляторы, плотность электролита в которых ниже 1,200 г/см3, не рекомендуется проверять нагрузочной вилкой.
Уход за аккумуляторной батареей
Срок службы батареи в эксплуатации гарантируется при соблюдении правил ухода за ней и исправности электрооборудования автомобиля. Поэтому при обслуживании автомобиля необходимо очищать батарею от пыли и грязи. Электролит, пролитый на поверхность батареи, вытирать чистой ветошью, смоченной в растворе нашатырного спирта или кальцинированной соды (10%-ным раствором). Окислившиеся выводные клеммы батареи и наконечники проводов очищать; проверять плотность крепления батарей в гнезде. На грузовых автомобилях, где возможно, под батарею установить резиновые прокладки. Следует проверять крепления и плотность контакта наконечников проводов с выводными клеммами и батареи. Не допускать натяжения проводов для предупреждения порчи выводных клемм и образования трещин в мастике; проверять и при необходимости прочищать вентиляционные отверстия в пробках аккумуляторов.
Не реже чем через 10—15 дней необходимо проверять степень разряженности батареи по плотности электролита или нагрузочной вилкой. Батарею, разряженную более чем на 25% зимой и более чем на 50% летом, следует снять
с автомобиля и поставить на подзарядку. В эти же сроки проверяют целостность бака (отсутствие трещин) и просачивание электролита, а также уровень электролита в каждом аккумуляторе батареи.
Если на поверхности батареи появились трещины, их необходимо ликвидировать путем оплавления мастики слабым пламенем.
Основными неисправностями спидометра являются неправильное показание скорости движения автомобиля из-за разрегулировки скоростного узла, колебание стрелки спидометра, заедание барабанчиков счетного узла. Перед устранением неисправности спидометра необходимо проверить исправность гибкого вала его привода: не ослабло ли крепление гаек, соединяющих гибкий вал со спидометром и с коробкой передачи, и не оборван ли трос. В случае обрыва троса перед установкой на автомобиль нового гибкого вала надо установить причины обрыва. Одной из причин обрыва троса может быть заедание в спидометре. Для Проверки этого нужно присоединить конец гибкого вала к спидометру и медленно проворачивать рукой свободный конец троса. При этом не должно ощущаться никаких заеданий и стрелка спидометра не должна отходить от нулевого деления. При резком проворачивании троса в рабочем направлении стрелка должна резко отклониться от нулевого деления, а затем свободно вернуться обратно.
Колебание стрелки спидометра возникает вследствие неправильного монтажа гибкого вала (плохое закрепление, изгибы с радиусом менее 150 мм), недостаточного количества смазки внутри оболочки гибкого вала и отсутствия продольного перемещения троса внутри оболочки при затянутой до отказа гайке крепления гибкого вала к спидометру. Отсутствие продольного перемещения троса вала объясняется попаданием грязи в отверстие валика спидометра.
Учитывая большое разнообразие конструкций и назначений контрольно-измерительных приборов, ниже в качестве примера приведены основные неисправности и способы проверки магнитоэлектрических термометров.
Опыт эксплуатации магнитоэлектрических термометров выявил следующие возможные их неисправности:
нарушение герметичности баллона датчика из-за чрезмерных усилий, прикладываемых к гайке датчика при его монтаже на двигателе. В этом случае вода, попадая внутрь датчика, выводит из строя терморезистор;
нарушение стабильности характеристик терморезистора. Чаще всего это нарушение происходит вследствие значительных и длительных перегревов терморезистора в процессе эксплуатации, например работа двигателя без охлаждающей жидкости;
смещение стрелки указателя на оси магнита из-за вибраций или ударов;
обрыв проводов внутри указателя.
При обнаружении неисправностей датчика или указателя рекомендуется заменить его исправным, а не подвергать ремонту, так как конструкция указателя и датчика выполнена неразборной и ремонт их в эксплуатации не предусмотрен.
Проверку исправности электромагнитных термометров рекомендуется производить в определенной последовательности.
Для проверки точности показания датчик и указатель должны быть сняты с автомобиля.
Проверка производится при температуре окружающей среды плюс 20°С. Указатель устанавливается в приспособлении в рабочем положении.
Датчик помещается в специальную герметичную ванну с водой, закрытую пробкой от автомобильного радиатора, которая дает возможность повышать температуру воды выше 100°С.
Термометры, предназначенные для замера температуры охлаждающей жидкости, можно проверять только в воде.
При нагреве в масле, при отсутствии интенсивного его перемещения увеличиваются погрешности измерения в результате изменений условий теплопередачи.
Термометры, предназначенные для замера температуры масла, проверяются в масляной ванне.
Схема включения комплекта указателя и датчика для проверки изображена на рис. 30, а.
Напряжение, подводимое к прибору, необходимо поддерживать равным 14 или 28 В (соответственно для приборов с номинальным напряжением 12 и 24 В).
Водяная или масляная ванна медленно подогревается, например, путем включения нагревательного элемента через лабораторный автотрансформатор.
Показания указателя сравниваются с показаниями контрольного ртутного термометра, установленного в ванне. Цена деления контрольного ртутного термометра в этом случае должна быть не более 0,5°С.
На каждой контрольной отметке шкалы перед отсчетом показаний должна производиться выдержка не менее 2 мин.
Комплект указателя и датчика можно считать исправным, если погрешность не превышает данных, приведенных в табл. 5.
В случае увеличенной погрешности комплекта необходимо проверить указатель и датчик отдельно.
5. Допустимые погрешности указателя и датчика термометра
Проверяемые точки шкалы |
Допускаемая погрешность, °С |
40 |
±8 |
80 |
±5 |
100 |
±5 |
110 |
±6 |
120 |
±6 |
Проверка указателя осуществляется при помощи контрольного реостата или магазина сопротивлений, включенного в цепь указателя вместо датчика (рис. 30, б) при температуре окружающей среды плюс 20 ±5°С и питающем напряжении 14 или 28 В.
При положении стрелки на контрольной отметке шкалы фиксируется значение сопротивления контрольного реостата.
Показания указателя считают удовлетворительными, если контрольные положения стрелки соответствуют величине сопротивления контрольного реостата (табл. 6).
6. Сопротивления контрольного реостата для различных точек шкалы
Проверяемые точки шкалы |
Сопротивление, Ом |
40 |
320—440 |
80 |
128—142 |
100 |
82—91 |
110 |
66—74 |
120 |
55-62 |
Погрешность указателя в градусах определяется как разность между показаниями приемника и контрольного ртутного термометра.
Указатель можно считать исправным, если его погрешности не выходят за пределы, указанные в табл. 5.
Проверка датчика проводится с эталонным указателем (рис. 30, в), сопротивление катушки которого между клеммами Б и Д равно 10±1 Ом. При проверке используют контрольный ртутный термометр с ценой делений 0,ГС.
Проверка датчика заключается в определении величины его сопротивления при контрольных температурах и работе его в комплекте с эталонным указателем. Такая проверка может быть выполнена при помощи амперметра и вольтметра. Применяемый при этом испытании вольтметр должен иметь класс точности не ниже 0,5.
Величина сопротивления датчика не должна выходить из пределов, указанных в табл. 7.
7. Сопротивление датчика ТМ 100 при различных температурах.
Контрольные температуры, ºC | Сопротивление, Ом |
40 | 318-418 |
60 | 194-234 |
80 | 124-144 |
100 | 80-92 |
120 | 54-62 |
Основными неисправностями приборов освещения являются перегорание нитей и потемнение колбы ламп, загрязнение отражателя и рассеивателя, трещины рассеивателя, снижение светотехнических характеристик и разрегулировка световых пучков фар.
Отклонение в регулировке фар и недостаточная сила их света значительно снижают качество освещения дороги. Неправильная регулировка фар (пучок света направлен вверх и влево или слишком вниз) приводит к ослеплению водителей встречных автомобилей или к сокращению длины освещаемого участка дороги.
Одной из причин снижения светотехнических характеристик приборов освещения может быть заниженная регулировка регулятора напряжения или -повышенное сопротивление цепи питания фар и других приборов. Падение напряжения в цепи питания фар не должно превышать 0,5 В для 12-вольтовых систем электрооборудования. Повышенная регулировка регулятора напряжения вызывает сокращение срока службы ламп и увеличивает опасность ослепления водителей встречных автомобилей.
Техническое обслуживание. Оптический элемент является основным узлом фары, поэтому за ним требуется особенно тщательный уход. При попадании внутрь оптического элемента пыли и грязи сила света снижается. Если на зеркало отражателя осело значительное количество пыли, не следует удалять эту пыль, протирая зеркало тканью через горловину. В этом случае внутреннюю часть элемента нужно промыть водой и затем высушить на воздухе.
Если рассеиватель (стекло) треснул или разбился, его нужно немедленно сменить, так как иначе зеркало отражателя будет повреждено пылью и грязью, набившимися через трещины.
При разборке и сборке оптического элемента запрещается прикасаться рукой к зеркалу отражателя.
Если после снятия рассеивателя обнаружено, что отражатель сильно загрязнен, его следует перед завальцовкой промыть в чистой воде с помощью ваты и высушить в опрокинутом (зеркалом вниз) положении.
Для замены лампы, вставляемой с тыльной стороны отражателя, следует снять карболитовый патрон, предварительно нажав на него, и повернуть в левую сторону. После этого, не вынимая лампы, удаляют пыль с ее цоколя и фланца и затем заменяют лампу.
При смене лампы необходимо следить за тем, чтобы пыль не попала внутрь оптического элемента. Желательно смену лампы производить в помещении с минимальной запыленностью воздуха.
Для регулировки фар следует установить автомобиль (без нагрузки) на горизонтальной площадке, чтобы его продольная ось была перпендикулярна стене или специальному экрану, расположенному на расстоянии 10 м от фар автомобиля. После этого выполняют разметку экрана.
Для этого проводят на экране вертикальную линию, совпадающую с осью автомобиля (рис. 29).
По обе стороны от нее наносят две вертикальные линии на одинаковом расстоянии, равном половине расстояния между центрами фар.
Затем проводят горизонтальную линию на уровне высоты центров фар от земли. Ниже этой линии на 150 мм наносят горизонтальную линию А — А. Горизонтальная линия Б —Б, используемая для контроля ближнего света фар, проходит ниже линии А—А на 435 мм. Затем включают дальний свет фар и при закрытой правой фаре регулируют свет левой фары так, чтобы центр светового пятна лежал в точке пересечения нижней горизонтальной и левой вертикальной линии. Для регулировки можно поворачивать винты вертикальной и горизонтальной регулировки фар.
Аналогичным образом регулируют правую фару.
Убедившись, что верхние края световых пятен обеих фар находятся на экране на одном уровне, закрепляют фары. После закрепления фар снова проверяют правильность их регулировки.
Отрегулировав дальний свет фар, нужно включить ближний свет. Центры пятен ближнего света должны лежать на линии Б — Б.
Если при правильно отрегулированном дальнем свете центры пятен ближнего света смещены относительно линии Б-—Б, нужно проверить правильность посадки лампы в фарах или сменить лампы. Регулировка света фар с европейским асимметричным светом (автомобили ВАЗ, «Москвич» и др.) должна проводиться согласно заводским инструкциям.
Все выпускаемые отечественной промышленностью контрольно-испытательные стенды и приборы можно разделить на две группы:
стационарные стенды, служащие для проверки и регулировки приборов электрооборудования
приборы для проверки и регулировки электрооборудования непосредственно на автомобиле.
Контрольно - испытательный стенд 532М (рис. 31)
предназначен для проверки 12- и 24-вольтового автотракторного электрооборудования с отрицательной полярностью «массы». На стенде испытывают: генераторы постоянного и переменного тока мощностью до 2 кВт на холостом ходу, при Номинальной нагрузке и в режиме двигателя; все элементы реле-регулятора, стартеры мощностью до 11 кВт на холостом ходу и в режиме полного торможения; состояние изоляции проверяемого электрооборудования; резисторы с сопротивлением от 0 до 200 Ом.
Конструкция стенда предусматривает воспроизведение рабочих режимов проверяемого электрооборудования и одновременно контроль за их работой при помощи измерительных приборов.
Привод стенда осуществляется через клиноременную передачу (вариатор) от асинхронного электродвигателя мощностью 4,5 кВт при 2800 об/мин.
Зажим стенда позволяет крепить проверяемые генераторы и стартеры с диаметром корпуса до 240 мм.
В электрическую схему стенда входят: вольтметр, амперметр, омметр, тахометр, нагрузочный и регулировочный реостаты, переключатели и выключатели, а также различные сигнальные устройства.
Для проверки электрооборудования непосредственно на автомобиле выпускается переносной прибор Э-214 (рис. 32, а).
Прибор позволяет проверять аккумуляторные батареи, стартеры мощностью до 1,5 кВт, генераторы постоянного и переменного тока мощностью до 350 Вт, реле-регуляторы, прерыватели-распределители, конденсаторы, катушки зажигания, состояние изоляции цепей высокого напряжения.
Питается прибор от автомобильной аккумуляторной батареи напряжением 12 или 24 В.
Проверку работы системы зажигания удобно производить непосредственно на автомобиле с использованием осциллографа.
Осциллограф Э-206 (рис. 32, б) предназначен для визуального наблюдения электрических процессов в системе зажигания автомобиля, а также для измерения вторичных напряжений и углов замкнутого состояния контактов прерывателя. Прибор позволяет наблюдать на экране осциллограммы первичного и вторичного напряжения на свечах зажигания всех цилиндров в наложенном виде, а также осциллограммы вторичного напряжения на искровых свечах всех цилиндров последовательно.
Сравнение типовой осциллограммы с кривой, наблюдаемой на экране осциллографа, дает возможность быстро определить общее состояние системы зажигания и неисправности отдельных элементов системы.
Контрольно-измерительные приборы проверяют на переносном приборе Э-204, спидометры и тахометры проверяют на специальных контрольных стендах.
К числу основных неисправностей системы зажигания относятся неисправности катушек зажигания, прерывателя-распределителя и искровых свечей зажигания.
Основными неисправностями катушек зажигания являются повреждение изоляции первичной и вторичной обмотки (межвитковое замыкание), обрыв обмоток в местах соединения, нарушение контакта или обрыв добавочного сопротивления, электрический пробой через изоляцию в начальных рядах вторичной обмотки.
Катушку зажигания с поврежденной изоляцией необходимо заменить. Неисправное добавочное сопротивление катушки зажигания следует отремонтировать или заменить.
В число неисправностей прерывателя-распределителя входят замасливание или обгорание контактов, недостаточный или очень большой зазор между контактами прерывателя, повреждение конденсатора (пробой или потеря контакта обкладки с выводами), загрязнение ротора и крышки, трещины в крышке, ослабление натяжения пружины рычажка, износ втулок ведущего валика, износ подушечек или втулки (оси) рычажка прерывателя, выработка участка дорожки качения шариков в подшипнике, заедание грузиков и ослабление пружин центробежного регулятора, выход из строя диафрагмы, вакуумного регулятора, износ, кулачка прерывателя, износ осей и отверстий грузиков центробежного регулятора.
Основными неисправностями искровых свечей зажигания являются недостаточная, герметичность по корпусу и центральному электроду, износ центрального и бокового электродов, разрушение теплового конуса изолятора (юбочки); образование нагара на внутренней поверхности свечи, что приводит к шунтированию воздушного зазора между электродами.
Техническое обслуживание прерывателя-распределителя.
Распределитель надо периодически смазывать, проверять и регулировать зазор между его контактами, следить за состоянием и чистотой деталей.
При обслуживании необходимо проверить надежность крепления распределителя. Плохс закрепленный распределитель (может быть
повернут усилием руки) следует надежно закрепить и затянуть гайки октан-корректора, предварительно проверив правильность установки зажигания.
Периодически необходимо снимать с распределителя крышку и тщательно обтирать ее снаружи и изнутри тканью, смоченной в чистом бензине.
При смазке кулачка и оси прерывателя следует соблюдать осторожность, чтобы масло не попало на контакты прерывателя. Если масло или грязь попали на прерыватель, нужно обязательно протереть контакты замшей, смоченной в чистом бензине.
Обгоревшие контакты необходимо тщательно зачистить (рис. 27), пользуясь специальной абразивной пластиной или мелкой стеклянной шкуркой зернистостью 150.
При зачистке контактов следует удалить бугорок на одном из них и несколько сгладить углубление (кратер) на поверхности другого. Это углубление не рекомендуется устранять полностью.
Инструмент для зачистки контактов не должен употребляться для обработки других металлов, быть замасленным или грязным.
Чтобы поверхности контактов были строго параллельны, при зачистке рекомендуется нажимать пальцем на рычажок. Нельзя зачищать контакты грубой наждачной шкуркой. Для удобства зачистки лучше контакты снять.
После зачистки контактов нужно обдуть панель прерывателя воздухом, чтобы удалить пыль, протереть контакты замшей, слегка смоченной в чистом бензине, и установить требуемый зазор между контактами (или угол замкнутого состояния контактов).
Если рычажок в исходное положение возвращается медленно, то следует проверить натяжение пружины рычажка прерывателя динамометром, как показано на рис. 28.
Прилагать силу к динамометру надо в направлении оси контактов (перпендикулярно к их поверхности).
Снимается показание динамометра в момент начала размыкания контактов прерывателя.
Натяжение пружины должно находиться в пределах, указанных в технических условиях для данного типа прерывателя-распределителя (обычно 500—650 гс).
Проверить характеристики центробежного и вакуумного автоматов распределителя, а также установить угол замкнутого состояния контактов следует на специальном стенде СПЗ-8 или ему подобных.
При отсутствии стенда надо проверить, не заедает ли центробежный регулятор. Наиболее просто это можно сделать, проверив, свободно ли возвращается в исходное положение ротор распределителя, если его повернуть рукой относительно валика, а затем отпустить.
Периодически следует поворачивать наружное кольцо шарикоподшипника с целью перемещения выработавшегося участка дорожки качения шариков.