Разобранные детали перед поступлением на контроль подвергаются очистке и обезжириванию для удаления различных видов отложений: промасленной грязи, жировой пленки, накипи и нагара. Существует большое количество моющих растворов различных составов для обезжиривания металлических деталей. Наиболее распространенные моющие растворы приведены в табл. 13.
13. Моющие растворы для обезжиривания деталей
компоненты | количество компонентов в растворе для мойки деталей, % | ||||
из чугуна и стали | из сплавов алюминия | ||||
1 | 2 | 3 | 1 | 2 | |
кальцинированная
сода
|
5,50 | - | 10,00 | - | 1,00 |
каустическая сода | 0,75 | 2,00 | - | 0,10-0,20 | - |
тринатрийфосфат | 1,00 | 5,00 | - | - | - |
нитрит натрия | - | - | - | 0,15-0,25 | - |
жидкое стекло | - | 3,00 | - | - | - |
хромпик | - | - | 0,10 | - | 0,05 |
хозяйственное мыло | 0,15 | - | - | - | - |
Главным условием высокого качества обезжиривания деталей является обеспечение необходимой температуры моющего раствора. Для указанных в табл. 13 растворов она должна находиться в пределах 80—90°С. Хромпик или нитрит натрия добавляют в раствор с целью предохранения деталей от коррозии, а тринатрийфосфат способствует ускорению очистки. После обезжиривания растворами, содержащими каустическую соду, детали тщательно промывают горячей водой.
Промышленность выпускает также синтетические моющие вещества сульфонол, ДС-РАС, ОП-7 и др. Они. применяются для обезжиривания деталей, изготовленных из различных металлов и сплавов. После обезжиривания детали не надо ополаскивать водой, так как указанные растворы не вызывают коррозии черных и цветных металлов и не оказывают вредного действия на кожу и одежду рабочих. Обезжиривание сульфонолом осуществляют при температуре 20—40°С, раствором ДС-РАС — при температуре 80—90С°, а раствором ОП-7, ОП-10 — не выше 70—75°С.
Для обезжиривания некоторых точных деталей (шариковые и роликовые подшипники, плунжерные пары и т. п.) применяют бензин с последующей промывкой веретенным маслом. После промывки бензином подшипники обезжиривают специальными растворами.
При очистке деталей электрооборудования применяют керосин. Заменителем керосина и бензина может служить раствор, состоящий из 40% сульфонефтяных кислот, 8% — минеральных масел, 1%—серной кислоты и остальное воды. Он применяется только при механизированной мойке, его не подогревают, но добавляют в него до 1 % хромпика для предохранения деталей от коррозии.
14. Рекомендуемая концентрация каустической соды в моющих растворах
Моечно-очистительные операции |
Рекомендуемое содержание каустической соды, % |
Наружная мойка шасси автомобиля и удаление картерной смазки |
1,0 |
Обезжиривание и очистка рамы:
|
|
основная ванна |
4,0-5,0 |
промывочная ванна |
Не более 1,0 |
Обезжиривание и очистка узлов: |
|
основная ванна |
3,0-5,0 |
промывочная ванна |
Не более 1,2 |
Обезжиривание деталей: |
|
основная ванна |
3,0-4,0 |
промывочная ванна |
Не более 1,0 |
Очистка и удаление старой краски: |
|
основная ванна |
5,0-8,0 |
промывочная ванна |
Не более 0,6 |
Каустическая сода является основным компонентом многих моющих растворов, применяемых на авторемонтных предприятиях. В табл. 14 приведена рекомендуемая концентрация каустической соды в моющих растворах, применяемых для различных моечно-очистительных работ.
Процесс обезжиривания и очистки деталей может осуществляться с применением ультразвуковых колебаний. Сущность ультразвуковой очистки заключается в том, что загрязненные детали помещают в ванну с моющим раствором, в которой различными вибраторами возбуждают ультразвуковые колебания. Под действием последних разрушаются жировые пленки, покрывающие поверхность деталей. Разрушению жировых пленок способствуют отдельные мелкие кавитационные пузырьки, которые проникают к поверхности детали через щели и разрывы пленки. Оторванные от поверхности детали частицы жира или накипи удаляются непрерывным потоком жидкости, создаваемым ультразвуковыми колебаниями. Для повышения качества очистки ультразвук применяется в сочетании с действием моющего раствора. При очистке стальных деталей применяют раствор следующего состава: кальцинированная сода (10 г/л), тринатрийфосфат (30 г/л), эмульгатор ОП-7 (3 г/л). В случае очистки деталей из цветных металлов в моющий раствор включают: тринатрийфосфат (3— 5 г/л), кальцинированную соду (3—5 г/л), эмульгатор ОП-7 (3 г/л). Мойка производится при температуре 50—60°С. Применяются растворы и другого состава.
У некоторых деталей приходится удалять нагар, который образуется при неполном сгорании топлива и масла. Нагаром покрываются стенки камер сгорания в головке цилиндров двигателя, днища поршней, гнезда блока под впускные клапаны и др.
Нагар можно удалять механическим и химическим способами. Для удаления нагара химическим способом применяют щелочные растворы, подогретые до 80—90°С.
Продолжительность мойки составляет 40— 60 мин, после чего детали промывают в ванне с раствором следующего состава: кальцинированная сода (0,2%), жидкое стекло (0,2%) и хромпик (0,1%).
Более совершенным является пневматический способ удаления нагара с применением косточковой крошки. Крошка готовится из скорлупы фруктовых косточек. Применяется специальная установка, в которой мелкая косточковая крошка увлекается струей воздуха (давление 4—5 кгс/см2) и по шлангу направляется на обрабатываемую деталь. Ударяясь о поверхность детали, она разрушает слой нагара. Вместо косточковой крошки может применяться металлический песок.
Значительную трудность представляет удаление накипи. Образовавшийся слой накипи в водяной рубашке блоков и головок цилиндров удаляют раствором тринатрийфосфата (3— 5 кг на 1 м3 воды) или 8—10%-ным раствором соляной кислоты. Для предохранения деталей от коррозии добавляют 3—4 г технического уротропина на 1 л раствора. Раствор подогревается до 50—60°С. Продолжительность мойки составляет 50—70 мин, после которой обязательна промывка чистой водой с добавлением хромпика. Процесс осуществляется в специальных камерах, оборудованных центробежным насосом и рольгангами для перемещения деталей.